Нет, ваш телефон не прослушивает вас для того, чтобы предложить рекламу. Что же тогда происходит на самом деле?
Почему вы видите таргетированную рекламу?
«Этот вопрос мне задают постоянно», — сказал ветеран кибербезопасности Джейк Мур, когда я спросил его, не прослушивает ли мой телефон меня тайно. «Они не подслушивают, — ответил он.
Но почему же тогда *Facebook так подозрительно умело предлагает мне рекламу конкретных товаров вскоре после того, как я упомянул их в устном разговоре? Реклама стеклопакетов, детских чемоданов и (я не выдумываю) подушек в форме определенных частей тела — вот те примеры, которые я могу перечислить из личного опыта.
Джейк — глобальный советник по кибербезопасности компании ESET с более чем десятилетним опытом борьбы с сетевыми угрозами, и у меня была возможность задать ему все наболевшие вопросы по кибербезопасности, которые возникли у меня и моей команды в ходе 45-минутного интервью. «*Facebook, *Meta, *Instagram — по закону они не имеют права прослушивать. У них нет возможности прослушивать […] Я никогда не видел никаких реальных, научных доказательств того, что они прослушивают. Зато я слышал тысячи анекдотических впечатлений», — добавил он.
Естественно, это заставляет задуматься о том, что же происходит. Если наши телефоны действительно не могут подслушивать все, что мы говорим вокруг, чтобы подавать нам релевантную рекламу, то почему я, мои друзья и наши читатели сталкивались с таргетингом рекламы, который, как кажется, говорит об обратном? Джейк познакомил меня с более вероятным объяснением.
Окей, Google, какая сегодня погода?
Прежде чем продолжить, я должен пояснить, что телефоны действительно обладают технической способностью слушать. Именно так работают голосовые помощники. Если дать им разрешение, они могут прослушивать такие слова, как «Привет, Siri» и «Окей, Google», и переходить из режима ожидания в режим работы. На включение этой функции вы даете активное согласие.
А вот чего телефоны делать не могут, так это активно и тайно прослушивать все, что мы говорим. Они не могут регистрировать наши разговоры, чтобы подавать нам целевую рекламу на основе того, что они слышат через свои микрофоны.
Но даже без этой возможности *Meta и Google уже знают о нас очень много — больше, чем многие думают. Они знают наш возраст, пол и семейное положение; знают, где мы живем и какие места посещаем; знают, с кем мы дружим и чем интересуемся мы и они; знают, что мы ищем, какой контент потребляем, какие бренды покупаем, какие темы нас интересуют.
Технологические гиганты также умеют устанавливать связи между точками данных, подобными приведенным выше. Эти связи затем используются для рассылки рекламы, которая, скорее всего, заинтересует нас, — рекламы, на которую, как правило, кликают люди с такими же профилями, как у нас. Добавьте к этому множество предрассудков и склонностей, которые есть у каждого из нас, и рецепт подозрительности готов.
Уловки, на которые ведется наш мозг
Несколько лет назад я купил новый автомобиль. Вскоре после этого я стал замечать, как много на улицах машин одной и той же марки, модели и даже цвета. Конечно, куча серых «Вольво» не появилась в городе внезапно. Скорее, мой мозг просто начал замечать их теперь, когда у меня появился такой автомобиль.
Раз уж мы заговорили о том, что мы замечаем, посмотрите это видео, прежде чем продолжить чтение статьи.
Странно, правда? Наш мозг имеет множество недостатков и особенностей, которые иногда обманывают нас. Короче говоря, наши «мясные компьютеры» склонны фокусироваться только на том, что актуально, важно и может оказать немедленное воздействие. Другие стимулы просто отфильтровываются, поскольку постоянное восприятие всего отовсюду было бы непосильным. Для тех, кому интересно, есть книга «Невидимая горилла», в которой подробно описывается этот феномен.
Как это влияет на то, какую рекламу мы замечаем?
Исследования показывают, что люди произносят тысячи слов в день, и, конечно, среди них есть ключевые слова, которые можно связать с рекламируемым в Интернете товаром, услугой или бизнесом. В то же время количество рекламных объявлений, которые мы получаем ежедневно, исчисляется сотнями. Поэтому, если бы наши телефоны слушали нас, чтобы подавать нам рекламу, логично было бы ожидать, что уникальные, подозрительные совпадения будут встречаться гораздо чаще — несомненно, по несколько раз в день.
Но дело в том, что люди не обращают внимания на сотни случаев, когда реклама не соответствовала тому, о чем они говорили. С другой стороны, люди замечают совпадения, скорее всего, потому что то, о чем говорится в рекламе, уже у них на уме. Ведь они об этом говорят. На самом деле, не исключено, что разговор подсознательно был вызван тем же или похожим объявлением, которое ненадолго появилось ранее.
А иногда это просто комбинация случайности и считывания данных *Facebook и др. Помните: Google и *Meta уже знают о вас и ваших привычках больше, чем вы думаете — поэтому, если реклама любимого ресторана появляется сразу после того, как вы упомянули его, это, скорее всего, потому что вы уже часто бываете там в это время суток. Эта реклама все равно должна была появиться.
Уверен, что не все будут довольны таким объяснением, но оно остается вполне вероятным до тех пор, пока не появятся достойные доказательства того, что за нами следят. У вас есть истории о жутких рекламных таргетах? Комментарии ниже — в вашем распоряжении!
*Facebook/Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена