Почему Nokia не стоит выпускать планшет
На днях в Интернете появилась очередная порциях слухов о планшете, который якобы готовит к выпуску компания Nokia. Ранее мы уже не раз слышали о «таблеточных» планах этого видного производителя смартфонов, и вот теперь все якобы уже совсем серьезно: источники в Индии (в этой стране, равно как и в России, марка Nokia все еще популярна) привели даже часть характеристик грядущего устройства.
На днях в Интернете появилась очередная порциях слухов о планшете, который якобы готовит к выпуску компания Nokia. Ранее мы уже не раз слышали о «таблеточных» планах этого видного производителя, и вот теперь все якобы уже совсем серьезно: источники в Индии (в этой стране, равно как и в России, марка Nokia все еще популярна) привели даже часть характеристик грядущего устройства.
Все бы хорошо, да только ситуация внутри и снаружи Nokia такова, что ей бы сейчас не планшетами заниматься, а разобраться с тем, что у нее получается получалось лучше всего.
Вот вам один из самых последних примеров: по итогам первого квартала 2013 года продажи обычных мобильных телефонов снизились на 30% – с 79,6 до 55,8 млн штук. Особенно пострадала серия Asha: она «просела» аж на 45%, причем случилось это под натиском бюджетных смартфонов на Android, которые порой стоят заметно дешевле этих финских трубок с индийским названием.
Просто для сравнения: смартфонов в первом квартале продано 6,1 млн штук (снижение на 8% по сравнению с четвертым кварталом 2012 года); даже несмотря на то что маржинальность этого направления определенно выше, чем в случае направления обычных мобильников, именно последнее являлось своего рода «запасом прочности» компании Nokia. Теперь он – что, впрочем, давно ожидалось – начал таять.
И вот на фоне всей этой безрадостности Nokia готовится «вломиться» на рынок планшетных компьютеров. Выход в новый для компании сегмент (а он для Nokia именно новый – прадедушки современных планшетов Nokia 770, N800 и N810 были выпущены давно и с течением времени успели стать «неправдой») всегда сопровождается определенными трудностями. К ним, например, можно отнести отсутствие инженерного опыта и неумение грамотно спозиционировать свой продукт. В случае Nokia к этому стоит добавить еще и слепую веру в свой некогда дорогой бренд и отсутствие (точнее, потерю) внятных контактов с операторами, которые могли бы хорошо поспособствовать распространению финского планшета.
В свое время, когда у «руля» Nokia стоял вполне себе адекватный Олли-Пекка Каласвуо, а не порывистый Стивен Элоп, компания попыталась стать производителем нетбуков.
Попытаться-то она попыталась, но ничего хорошего из этого не вышло. Разработали модель BookLet 3G дружественные тайваньцы из Compal, причем получилось у них неплохо. Однако взаимодействовать с дистрибьюторами ПК в Nokia тогда не умели (впрочем, не умеют и сейчас), а операторы отнеслись к этому продукту настороженно, что и вылилось в штучные продажи всего в паре-тройке стран. Ну и не будем забывать, что Nokia никогда не воспринималась как производитель компьютеров, что лишний раз снизило и без того невысокие шансы нетбука на успех. Сейчас о Nokia BookLet 3G, думается, никто толком и не помнит.
Nokia BookLet 3G
Теперь Nokia желает войти в эту реку еще раз. Только если во времена «Буклета» в ней была вода (читай – у Nokia имелось очень много свободных денег, которые можно было без особого ущерба для показателей потратить на эксперименты), то теперь она заполнена чем-то менее ароматным. По слухам, Nokia намерена представить планшет или с Windows 8, или – о ужас! – с Windows RT.
Если устройства этого класса с «восьмеркой» еще худо-бедно продаются (их доля в первом квартале – 7,5%), то потенциальный выбор в пользу RT даже и комментировать как-то неловко. От этой «недоОС» отказалась, например, компания Samsung: в декабре 2012 года она начал поставки Ativ Tab в Великобританию, и продажи были такими, что указанный продукт решили не выводить на рынки Германии и США. И это, заметьте, Samsung – с его сильнейшими брендом, хваткой и опытом в производстве ПК любых видов.
Samsung Ativ Tab
Но Nokia все нипочем. Фанатичное сотрудничество с Microsoft уже убило продажи ее смартфонов (доля сегодня – 3% против 32% на момент появления в компании Стивена Элопа), теперь же финский производитель рискует опростоволоситься на рынке планшетов. Влупив в его «освоение» миллионы долларов, которые можно было бы потратить, например, на разработку новых ультрадешевых сенсорных телефонов серии Asha. Именно сенсорных, которых хочет народ, а не странных поделок вроде модели Asha 210 с QWERTY-клавиатурой, которая сегодня, уж простите за прямоту, никому нафиг не нужна.