«Игровой смартфон» — еще один развод от маркетологов
Игровые смартфоны в 2018 году стали одним из главных трендов на рынке, не принеся, впрочем, ничего нового
Словосочетание «игровой смартфон» нередко встречается в рекламе, однако на деле оно не несет никакого важного для покупателя смысла. В этой статье мы подробно объясним, почему.
«Игровой смартфон» не равно «игровой ПК»
Реклама со слоганами типа «игровой смартфон» пытается зеркалить рекламу персональных компьютеров (в частности, игровых ноутбуков). Мол, вот вам «обычный» компьютер, на котором можно работать с MS Office, сидеть в интернете, смотреть кино. А вот «игровой» компьютер, который справится с любой (ну почти) современной 3D-игрушкой.
В последние годы рынок игровых ПК действительно сильно вырос, и маркетологи увидели в этом преимущество для рынка смартфонов. Что если мы будем продавать не простые смартфоны, а «игровые»? Но смартфон – это совсем не ПК. К нему такое не применимо. Почему? И тут мы плавно переходим ко второму пункту.
Любой хороший смартфон в 2018 году – игровой
Чем различаются игровые и не игровые ПК? Видеокартой. Как правило, «обычный» ПК использует встроенный GPU (Graphics Processor Unit – графический процессор), а «игровой» — отдельную (дискретную) видеокарту. Когда-то давно видеокарты в ПК были тоже очень разными по производительности, и встроенных не было вовсе. Потом появилось аппаратное ускорение 3D-графики – и за это тоже стали ответственны видеокарты (изначально роль аппаратного ускорения была возложена на отдельные платы). Они и сейчас-то разные, но все, что «круче» Nvidia GeForce 1050, можно считать игровой видеокартой, и соответственно, ПК, в который она установлена, — игровым.
Что же со смартфонами? В первую очередь, дискретных видеокарт здесь нет – все только встроенные. Слышали термин «Система на чипе» (System On Chip – SoC)? Это когда в одном чипе совмещается несколько, по сути, различных модулей – центральный процессор, графический процессор, беспроводная связь и т.п. Все нынешние смартфоны строятся на базе SoC. Какой-нибудь Qualcomm Snapdragon 845 – это не процессор, это SoC, в составе которой есть, кроме всего прочего, GPU Adreno 630 — один из самых мощных мобильных GPU.
То есть смотрите. На рынке ПК SoC как законченные системы не особо популярны, хотя все равно практически любой процессор для ПК имеет встроенную видеокарту, причем, именно с аппаратным ускорением. Тем не менее, ПК – это, прежде всего, модульность и возможность замены различных частей независимо друг от друга. Поэтому встроенные GPU в ПК-процессоры относительно слабые – да, они могут справляться со старыми играми, однако в целом их предназначение – просто отображать картинку на мониторе, ну и декодировать видео в высоком разрешении.
Со смартфонами ситуация иная. Как, кстати, и с игровыми консолями. Все современные игровые консоли (PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch) строятся на SoC с достаточно мощным GPU. То есть, фактически в любом современном смартфоне стоит уже достаточно производительный GPU. Сделано это, в том числе потому, что телефоны и игры давно стали неразрывно связаны – со времен «змейки» на старых нокиях.
Все сказанное выше касается даже бюджетных смартфонов. Хотя, конечно, у них производительность (в том числе, GPU) обычно ниже.
Но, на самом деле, это не имеет особого значения – об этом следующие два пункта.
Игровыми смартфонами нередко называют «слабые» смартфоны
Читатель может сказать: ну хорошо, любой смартфон по факту игровой, так как в нем уже стоит мощный GPU. Так, может, «игровыми» называют наиболее производительные смартфоны? Что в этом плохого?
Проблема как раз в том, что «игровыми» сами компании называют вовсе не топовые смартфоны. Здесь исключение, разве что, Asus ROG. В остальном все скорее наоборот.
К примеру, производительность Honor Play, существенно ниже, чем у смартфонов на Snapdragon 845. При этом компания рассказывает о каких-то невероятных игровых достижениях и ускорении графики, не уточняя при этом – а в чем, собственно, разница с каким-нибудь Xiaomi из средней ценовой категории.
«Игровой смартфон» Moto Z2 Play вообще имел SoC семейства Snapdragon 6xx – что-то вроде бюджетной серии. Единственная его «игровая» фишка – подключаемый модуль-геймпад, однако такой геймпад имел инпут-лаг (задержка между нажатием кнопки и действием на экране) около 200 мс, что совершенно неприемлемо для игрового устройства. Забавно, что даже китайский Bluetooth-геймпад подключенный к этому же смартфону давал инпут-лаг гораздо меньше – около 120-150 мс.
Зато какие-нибудь Samsung Galaxy S9+, iPhone X, Xiaomi Mi 8 имеют производительность выше, чем у игровой консоли Nintendo Switch, но никто их «игровыми» не называет. Почему? Они и так неплохо продаются. Но дело не только в этом.
Смартфонам нельзя работать на пределе
Все эти графики сравнения производительности в презентациях и рекламе строятся по результатам бенчмарков. Бенчмарк – это такое приложение, которое в течение короткого времени (до 5 минут, редко больше) по-максимуму нагружает «железо» и замеряет производительность. Звучит разумно?
Да, но есть одна проблема – тротлинг. Работа на «максимальных оборотах» в течение длительного времени приводит к перегреву. Для спасения от перегрева процессоры смартфонов начинают пропускать такты, что математически приводит к снижению тактовой частоты и серьезно отражается на производительности. Бывает такое, что если последовательно запускать один и тот же бенчмарк, то результат с каждым запуском будет все ниже и ниже.
Так происходит из-за отсутствия активного охлаждения. Вы ведь наверняка знаете, что в тех же компьютерах стоят кулеры (радиатор + вентилятор), и топовые видеокарты нынче охлаждаются двумя-тремя массивными вентиляторами. В смартфонах такое невозможно. Та же Nintendo Switch оборудована компактным вентилятором, но в смартфон вентилятор не вставишь.
Компания Asus в своем смартфоне ROG реализовала охлаждение с помощью тепловых трубок: в замкнутом контуре содержится специальная жидкость, которая соприкасается с горячей поверхностью радиатора, испаряется, пар отводится в «холодную» часть трубки, где жидкость снова конденсируется – и так по кругу. Такое охлаждение применяется, например, в самой мощной игровой консоли – Xbox One X.
Вот только насчет эффективности подобной схемы в смартфонах есть сомнения. Ранее уже был заявлен смартфон с таким охлаждением – Microsoft Lumia 950 XL. Но специалисты выяснили, что на деле паровая камера была скорее бутафорией. Поэтому даже для ASUS ROG Phone придуман специальный аксессуар – внешний вентилятор, вот от него толку может быть больше.
И второй момент. Разработчики игр для смартфонов не могут рассчитывать на одну-две редкие и не особо популярные модели с такой системой охлаждения, игры все равно «затачиваются» под «обычное» железо флагманов и середнячков.
Мобильные игры оставляют желать лучшего
Искать «игровой смартфон» бессмысленно еще и потому, что сами по себе мобильные игры – крайне низкого качества. Дело даже не только в графике (хотя и в ней тоже – по замерам Digital Foundry те самые топовые смартфоны в игре Fortnite все равно показывают графику хуже, чем более слабая Nintendo Switch). Просто в целом хорошие смартфонные игры, те, в которые можно «потупить» в очереди или в транспорте, достаточно просты, незамысловаты, и высокую производительность вообще не требуют.
Великолепная Monument Valley одинаково работает на чем угодно, разве что для удобства игры лучше иметь экран побольше. Angry Birds, Temple Run, Mekorama, South Park: Phone Destroyer или какая-нибудь Clash Of Clans также не особо нагружают систему. Что уж говорить про Mini Metro, 2048 и различные вариации раскрасок или «3 в ряд».
Игры же с навороченной 3D-графикой обычно быстро надоедают, неудобно управляются, а главное – имеют автоматические настройки производительности под практически любое «железо», что позволяет им выглядеть и работать более-менее одинаково хоть на топ-модели, хоть на «крепком середнячке». При этом та же Asphalt 9 работает в 30 FPS даже на iPhone X и Galaxy S9+.
Подытожим все вышесказанное
«Крутые игры» и «игры с навороченной 3D-графикой» на смартфонах – не одно и то же. При этом, любой современный смартфон (даже дешевый) обладает GPU с аппаратным ускорением 3D-графики. Топовые смартфоны традиционно наиболее производительные, однако «игровыми» обычно называют даже не их, а смартфоны послабее – видимо, чтобы те лучше продавались. Короче говоря, терминология и принципы ПК-гейминга на мобильный гейминг не стоит переносить ни в каком виде – здесь все совершенно по-другому.