Посол iPad
Тим Кук возглавил турне по рекламе iPad Pro. По мнению аналитиков, в Apple отчетливо ощущают необходимость возродить интерес покупателей к новейшим моделям планшетов.
Топ-менеджеры Apple во главе с Тимом Куком лично взялись пропагандировать преимущества iPad Pro, занявшись тем самым весьма нехарактерным для руководства компании делом. Планшет iPad Pro с экраном диагональю 12,9 дюйма поступил в магазины Apple. В дни, предшествовавшие этому событию, Кук и Эдди Кью, руководитель по онлайн-приложениям и сервисам, активно рекламировали iPad Pro на всевозможных мероприятиях и через различные издания.
В ходе своего недавнего турне по Европе Кук подчеркивал преимущества iPad Pro в качестве замены персонального компьютера для любителей цифровых новинок, представителей творческих профессий и офисных работников. «Если говорить о ПК, сами подумайте — зачем вообще их теперь покупать? Нет, в самом деле?», — заявил Кук в интервью The Telegraph, как будто забыв, что Mac — это тоже персональный компьютер. А на следующий день, объявляя о расширении производственных мощностей Apple в Ирландии, Кук отошел от темы, чтобы покритиковать Microsoft Surface Book — новый ноутбук с отсоединяемым экраном, который можно использовать как планшет. «Этот продукт пытается быть сразу всем, — заявил глава Apple. — Это вроде как и планшет, и ноутбук, но, по сути, ни то, ни другое, он будто сам запутался, что собой представляет».
Затем целый ряд изданий, которым в свое время предоставили iPad Pro, опубликовали обзоры планшета. Обзорных публикаций было гораздо больше, чем в прежние годы, когда Apple заранее предоставляла изданиям свои новинки в ограниченном количестве. Выходит, перед нами новая Apple? Стив Джобс, к примеру, никогда бы не отправился в агитационный тур. Неужели в Apple настолько обеспокоены снижением продаж планшетов, что решили обратиться к традиционной маркетинговой тактике?
«Интервью и многочисленные обзоры — просто попытка привлечь внимание, — полагает Патрик Мурхед, главный аналитик Moor Insights & Strategy, один из тех, кто получил iPad Pro заранее. — Ведь большой планшет — это продукт, у которого могут быть сложности с позиционированием. Он не заменяет ПК, а продолжает линейку iPad. Это нужно как-то объяснить, чем и занимаются Кук и Кью».
Один из обзоров опубликовала Каролина Миланеси, ведущий аналитик Kantar WorldPanel. Она в целом разделяет точку зрения Мурхеда, но считает, что европейское турне Кука могло быть нацелено не только на рекламу iPad Pro: «У Кука, вероятно, в Европе были и другие дела».
В Apple пока не считают доходы от iPad недостаточными и не испытывают давления со стороны рынка, но в компании понимают, что нужно снова заинтересовать людей планшетами, добавила она: «К планшетам теряют интерес, и в Apple просто решили напомнить о них».
Судя по продажам планшетов в целом и iPad в частности, интерес у покупателей действительно падает. От самих планшетов, возможно, не отказываются, но и новые не покупают. Продажи iPad сокращаются уже семь кварталов подряд: за трехмесячный период, окончившийся сентябрем, снижение составило 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это второй по величине спад за всю пятилетнюю историю планшета.
«В Apple абсолютно уверены в перспективах iPad Pro, учитывая амбициозные заявления о потенциале этого планшета, которые неоднократно делали Кук и другие топ-менеджеры еще задолго до презентации устройства. — Но в самом рыночном сегменте планшетов началась стагнация, вот в чем дело, поэтому руководство компании делает все возможное, чтобы возродить интерес».
То, что в самой Apple ощущают падение внимания к iPad, стало очевидно в ходе октябрьского совещания по квартальным итогам финансовой деятельности компании — ближе к концу мероприятия Кук вполголоса заметил: «Что-то сегодня никто не задает вопросов об iPad».
«Индустрия и потребители предают планшеты забвению, но Apple — нет», — считает Миланеси.
В Gartner провели опрос среди потребителей в США, Великобритании, Франции, Китае, Бразилии и Индии, и только 17% респондентов сообщили, что планируют купить планшет в предстоящий год.
«Apple не нуждается в росте доходов от iPad, — полагает Мурхед. — Ведь только за последний квартал в компании заработали на продажах планшетов 32,3 млрд долл. Apple необходимо добиться, чтобы iPad Pro продолжил успех линейки iPad».