Какой формат матрицы камеры лучше?
Самый популярный = лучший?
Какой формат сенсора вам нравится больше всего? Этот вопрос я задал любителям камер на канале TechRadar в WhatsApp. Я знал, какой формат победит, но признаюсь, что масштаб победы меня удивил.
Из пяти вариантов полнокадровый набрал невероятные 82% голосов, то есть 714 из 872. Это более чем в двенадцать раз больше, чем APS-C, второй по популярности вариант. Проще говоря, результат был ошеломляющим.
Так в чём же дело? Короткий ответ заключается в том, что полнокадровая съёмка продолжает обеспечивать здоровый баланс между профессиональным качеством изображения и высокой скоростью работы.
Полнокадровые камеры также находятся в центре внимания отделов Sony и Canon — двух крупнейших производителей фото- и видеооборудования, а также Nikon, Leica и других. Это означает, что регулярно выпускаются превосходные новые камеры и объективы.
Лучшие полнокадровые камеры также становятся всё более доступными (кроме Leica), а это значит, что энтузиасты и даже амбициозные новички, а также профессионалы, переходят на них.
Однако я бы вряд ли назвал этот опрос лакмусовой бумажкой. В нём просто спрашивали о любимом формате сенсора, и участники могли проголосовать только один раз. Поэтому я пошёл дальше и спросил опытных фотографов, какой формат сенсора им нравится и почему. Популярность не всегда означает лучшее качество…

На самом деле, APS-C – это настоящее сокровище
Моим первым кандидатом был Марк Уилсон, редактор новостей TechRadar и бывший редактор раздела «Фотосъёмка». Вот что он сказал:
«Хотя у меня часто возникал соблазн перейти на полнокадровую камеру, я по-прежнему считаю, что APS-C — это золотая середина для моих любимых видов съёмки. Я часто переключаюсь между пейзажной, туристической, уличной и портретной съёмкой, и Fujifilm X-серия по-прежнему предлагает отличное сочетание качества изображения и размера для этих видов съёмки — особенно с учётом возможности использования маленьких объективов Fujicron с диафрагмой f/2.»
«При съёмке на высоких ISO иногда бывает больше шума, чем мне хотелось бы, но в наши дни шумоподавление на основе искусственного интеллекта делает это менее заметным. Кроме того, на мой взгляд, камеры APS-C — самые интересные, а камера, которая вызывает желание снимать, важнее, чем количество пикселей».

Fujifilm — один из немногих ведущих производителей камер, полностью отказавшихся от полнокадровых моделей, однако популярность таких камер, как компактная модель премиум-класса X100VI, подтверждает мнение Марка о том, что пользовательский опыт имеет ключевое значение. Лично я очень доволен своей компактной камерой Ricoh GR IIIx, которая также относится к формату APS-C, по тем же причинам.
Ещё один поклонник Fujifilm — главный редактор TechRadar Марк Макларен. Он сказал: «У меня всегда были только камеры APS-C, и я не вижу причин, по которым это может измениться в ближайшее время. Я протестировал несколько моделей с другими форматами сенсоров и сделал несколько потрясающих фотографий на полнокадровые камеры, но всегда приходится чем-то жертвовать ради размера/веса и цены, особенно когда дело касается объективов».
«Я останусь со своим Fujifilm X-T5 — компактный корпус, небольшие объективы с эффективным фокусным расстоянием, хороший динамический диапазон и производительность при слабом освещении, не слишком дорогой. Переход с APS-C на полнокадровую камеру не кажется таким уж большим, чтобы это того стоило. Среднеформатная камера — это совсем другое дело, теперь я мог бы её приобрести. Но, к сожалению, я недостаточно богат для этого!»
Как насчет еще меньшего размера?
Редактор TechRadar Алекс Уайтлок немного по-другому смотрит на эту тему: «Я думаю, что у меня есть явное преимущество в том, что я почти ежедневно снимаю на полнокадровые и микро-4/3 камеры, и мне нравятся обе.
«Для меня главными преимуществами MFT являются цена и неоспоримый «фактор удовольствия», который я просто не могу объяснить. Камеры MFT удовлетворяют мою творческую жажду так, как это часто не удаётся другим форматам. Да, я люблю полнокадровую камеру (особенно при слабом освещении), но именно Olympus (теперь известный как OM System) я обычно беру с собой, когда брожу по городу.
«Меня впечатляют даже не превосходные вычислительные возможности, а сочетание лучшей в своём классе встроенной стабилизации изображения (IBIS), эргономики и красивых объективов. Прямо сейчас вы можете приобрести несколько потрясающих, хорошо сконструированных и прочных объективов профессионального уровня по цене менее 500 долларов / 400 фунтов стерлингов, что делает MFT идеальным форматом для тех, кто хочет экспериментировать и найти свою нишу в фотографии».

Как и Алекс, я регулярно использую оба формата, отмечая явные преимущества каждого из них. Мне нравится компактный размер и широкий выбор объективов MFT, а вычислительные режимы во многих ситуациях могут компенсировать предполагаемые недостатки сенсора половинного размера.
Например, недавно я протестировал камеру OM System OM-3, и в режиме High Res Shot можно увеличить разрешение с 20 до 80 Мп для более детализированных снимков. Выберите 50 Мп, и вы сможете снимать с рук. Режимы ND-фильтров позволяют создавать абстрактные эффекты для съёмки с длинной выдержкой, и вы снова сможете получать эти эффекты с рук благодаря потрясающей системе IBIS.
Выбор только одного формата несправедлив
Вот моё мнение: разные форматы сенсоров служат разным целям. У меня есть камеры всех упомянутых выше форматов сенсоров, кроме среднеформатных (может быть, когда-нибудь, но, как сказал Марк, эти камеры очень дорогие).
Моя основная камера для серьёзной фотографии и видеосъёмки — это полнокадровая камера. Я часто снимаю при слабом освещении и хочу получать максимально возможное качество; большой размер сенсора в сочетании с доступными объективами с большой светосилой — выигрышная комбинация. Я также не обращаю внимания на размер и вес этого оборудования… когда я работаю.
Мой беззеркальный полнокадровый фотоаппарат Nikon также является моим главным выбором для съёмки пейзажей. Большой диаметр байонета Z и малая глубина резкости означают, что качество объектива просто превосходит качество объективов меньшего формата, особенно по углам кадра.

Но для других целей я выбираю другие камеры. Моя компактная камера Ricoh GR IIIx премиум-класса (APS-C) помещается в карман и подходит для повседневной съёмки и быстрых снимков во время поездок, а мои камеры Panasonic и OM System (MFT) — лучший выбор для съёмки крупным планом и с рук, с непревзойденной стабилизацией изображения и вычислительной фотографией, как у смартфонов. У них также есть впечатляющий выбор объективов, которые маленькие, лёгкие и универсальные, что делает их идеальными для съёмки дикой природы.
У меня нет среднеформатной камеры, но я протестировал множество моделей — даже сравнивал их напрямую со своей полнокадровой камерой, чтобы понять, какая из них лучше. В битве за качество изображения победила сверхдорогая 100-мегапиксельная Hasselblad с её детализацией на новом уровне и естественными цветами, но в целом это более медленная камера.
Существует множество других форматов, не упомянутых здесь. 1-дюймовый сенсор используется во многих компактных камерах и некоторых флагманских смартфонах с камерой, таких как Xiaomi 15 Ultra, и обеспечивает наилучшее качество съёмки на смартфон, которое я когда-либо видел.
Я бы, наверное, выбрал полнокадровую камеру, если бы мог снова использовать только один формат. Однако ни один формат не является лучшим, просто он лучше подходит для конкретных нужд и бюджетов. То, что полнокадровая камера является популярным выбором, не означает, что это лучший формат для вас.
А как насчёт вас — если бы вы могли выбрать только один размер сенсора для камеры, какой бы это был размер и почему? Напишите мне в комментариях ниже.