Четвертый как бы федеральный. О виртуальном операторе YOTA
Виртуальные мобильные операторы, также известные под аббревиатурой MVNO, обычно нужны для завоевания более дешёвых сегментов рынка — либо отдельная компания видит лишние издержки в бизнесе большого оператора, либо сам большой оператор не хочет марать вроде бы дорогой бренд о клиентуру с низким средним чеком. Из чистого любопытства примерно 2-3 года назад автор данной заметки опросил российских и зарубежных сотовых операторов на тему коммерческой целесообразности, наоборот, «премиальных» MVNO.
Виртуальные мобильные операторы, также известные под аббревиатурой MVNO, обычно нужны для завоевания более дешёвых сегментов рынка — либо отдельная компания видит лишние издержки в бизнесе большого оператора, либо сам большой оператор не хочет марать вроде бы дорогой бренд о клиентуру с низким средним чеком. Из чистого любопытства примерно 2-3 года назад автор данной заметки опросил российских и зарубежных сотовых операторов на тему коммерческой целесообразности, наоборот, «премиальных» MVNO.
Вопрос родился неспроста, а от ощущения неважного положения дел с обслуживанием высокодоходных абонентов. Известно, что у каждого оператора в клиентской службе сидит квалифицированный «спецназ», на который и попадают абоненты с многотысячными счетами. Потребность в таком «спецназе» возникает, поскольку обслуживаются VIP-клиенты зачастую примерно так же, как и 100-рублевые «молчуны» — с внезапными подключениями «бесплатных» мелодий звонка из низкопробной российской попсы, непрошенными подписками на «прикольные» картинки и анекдоты и накручиванием счетов в роуминге.
На этом месте у многих высокодоходных абонентов появляется законный вопрос: раз я много трачу, нельзя ли со мной с самого начала обходиться как-то по-другому, чтобы не доводить дело до поддержки? Грубо говоря, представляется радикально новый для российского рынка тип отношений с оператором: я тебе каждый месяц по расписанию щедро плачу, а ты меня в ответ не пытаешься обхитрить на мелочах, не пишешь со звездочками и не присылаешь СМС с «выигрышами в лотерею».
Свежекупленная МегаФоном Yota, казалось, собралась перезапускаться именно по такой схеме. Вот понятный, безлимитный тариф, который различается лишь количеством включенных минут. Интернет — безлимитный. Роуминга по стране — нет. Звездочек нет. А раз нет звездочек, не нужна и многоуровневая поддержка — если что-то пошло не так, стоит просто написать в чат прямо из приложения, как многие уже привыкли общаться со всеми остальными на своих недешевых смартфонах. Но после презентации и сессии вопросов/ответов выяснилось, что некоторые объективные факторы и природные склонности маркетологов перевесили концепцию простоты.
Например, национального роуминга вроде бы нет, но для разных стартовых регионов все равно сделали разные тарифы. Это повлекло за собой набор «звездочек», связанных с длительностью пребывания в определенном регионе и переключениями на местный тариф. А если попытаться эксплуатировать Yota за пределами регионов присутствия дольше 30 дней, то все безлимиты отключат и начнут взимать по 2,5 руб/мин и помегабайтную плату за интернет. Все это вместо того, чтобы сделать единый федеральный тариф для всей страны, потому что спокойствие и предсказуемость того стоят.
Второй момент — мобильный интернет, вроде бы основной конек Yota. Действительно, компания всегда отстраивала себя от конкурентов, рекламируя настоящие безлимиты без звездочек. При создании тарифа для смартфона опасения «как бы чего не вышло» победили здравый смысл, и вместе с вполне справедливым ограничением на торренты (64 кбит/с) звездочками обзавелись раздача интернета с телефона (режем до 1Мбит/с, восстанавливаем скорость не сразу), а также перестановка сим-карточки в другие устройства.
В планшеты переставлять вообще нельзя, а в роутерах скорость режут до 64 кбит/с — как же так, страшно у самих себя отнимать бизнес! При этом любому реальному пользователю понятно, что заниматься всей этой акробатикой можно только вынужденно и без удовольствия, поэтому решительно непонятно, стоило ли снова городить целые созвездия условий и ограничений.
Ну и наконец, вишенка на торте, действительные условия партнерства с МегаФоном. Первые пользователи уже отмечают, что на фоне находящихся рядом устройств с «зелеными» симками их телефоны с Yota работают как-то немного… иначе: медленнее шевелится интернет, труднее дозвониться. С последним всё понятно — голосовая связь у Меги никогда не была блестящей, а ради «не своих» при цене минуты меньше 1,5 рублей, наверное, и вовсе не хочется стараться.
А вот с интернетом все обстоит куда интереснее. Дело в том, что LTE-устройства с SIM-картами МегаФона имеют доступ как к собственным частотам МегаФона, так и к частотам Yota, полученным в рамках поглощения. А вот терминалы Yota могут пользоваться только своими частотами, но не мегафоновскими — это автору подтвердили представители Yota. Вот такое вот «слияние». Кстати, практический вред значительной части абонентской базы Yota от этого уже есть: МегаФон включил в Петербурге LTE на принадлежащем ему кусочке диапазона 800 МГц. Особо высоких скоростей там ждать не приходится, но такие сигналы обеспечивают значительно лучшее покрытие внутри зданий, так как лучше проникают сквозь стены. Увы, абонентам Yota доступ к этому диапазону разрешен не будет.
Иногда хочется обратиться ко всем операторам с простым, понятным каждому абоненту вопросом: «скажите, пожалуйста, а сколько у вас стоит тариф «НЕ ВЫНОСИ МНЕ МОЗГ»?» К сожалению, получается, что оператор Yota пока не в состоянии дать ответ на этот вопрос.