Своими глазами. Гонка на выносливость
Всего в 12 милях от самой загадочной достопримечательности Великобритании – Стоунхенджа, в городе Солсбери расположены штаб-квартира и производственные мощности Naim Audio — компании, имеющей в Hi-Fi-сообществе статус не менее культовый.
Всего в 12 милях от самой загадочной достопримечательности Великобритании – Стоунхенджа, в городе Солсбери расположены штаб-квартира и производственные мощности Naim Audio — компании, имеющей в Hi-Fi-сообществе статус не менее культовый.
Но на поверку выяснилось, что ее топ-менеджеры не пытаются уйти от ответов даже на «неудобные» вопросы, а фотографировать разрешено практически везде, за исключением разве что отдела разработки. Можно сказать, в плане общения с журналистами фирма ведет открытую политику. Убедиться в этом нам удалось в поездке, организованной компанией Alef – российским дистрибьютором техники Naim.
В этом году Naim отмечает сорокалетие со дня основания – это означает, что компания является одной из старейших в Hi-Fi-индустрии Соединенного Королевства. Стоял у ее истоков Джулиан Верекер, с одного из увлечений которого и началась история фирмы. Он любил посещать клубы, записывая там живую музыку. Но при прослушивании результаты оказывались далеки от того, что звучало в оригинале. Желание усовершенствовать воспроизводящую аппаратуру привело к созданию усилителя мощности NAP 250, а чуть позднее – и самой компании. Другая страсть Джулиана – автогонки. Он был довольно известным в Британии гонщиком с немалым числом побед на своем счету. И тут обнаруживается интересная параллель между подходом Naim к созданию аудиопродукции и автоспортом: это мощность, скорость, надежность и внимание к деталям. Нет, мы говорим не о тех деталях, которые воспроизводит аппаратура, а о мелочах в конструкции и настройке, которые по отдельности вроде бы даже не дают слышимого улучшения, но в совокупности образуют то звучание, которого ожидаешь от высококлассной техники. Например, известная всем фирменная особенность компонентов – акустическая развязка плат и корпуса реализуется последовательно и до конца – даже у кабелей разъемы имеют специальную «подвеску». Не правда ли, все это напоминает современную Формулу-1, где вроде бы одинаковые болиды проходят круг с разницей в несколько секунд? Впрочем, можно быть сколь угодно быстрым, но не заработать ни одного очка, не добравшись до финиша из-за технических проблем. У Naim с этим строго – годами выстроенная система контроля качества практически исключает попадание дефектного аппарата к потребителю.
Стенд для прогрева динамиков
Вспоминается один казус, произошедший в нашей тестовой лаборатории: из корпусов усилителей одной известной фирмы, приехавших к нам в запечатанных коробках, были выкручены некоторые винты. Ури Геллер тут ни при чем – наверняка это произошло от тряски во время перевозки или девятичасового перелета. У Naim и на это есть ответ – помимо стандартных процедур прогрева, прогона и проверки внешнего вида используются также вибростенд и климатическая установка, способная имитировать не только условия эксплуатации в различных поясах, но и работу по сценарию. Она даст ответ, как поведет себя продукт, охлажденный в багажном отсеке самолета, вдруг оказавшись в 100%-ной влажности и жаре Гонконга.
Тихо! Идут тесты!
Испытание климатом
Забавно, но когда нам показывали образцы забракованных передних панелей, мы ничего существенного не заметили. Нам объяснили так: техника дорогая, потребители встречаются разные, в том числе очень придирчивые, поэтому вероятность проблем лучше свести к минимуму заранее.
Уникальная самодельная установка для подбора транзисторов
Что касается скорости и мощности, то тут компания делает ставку на трансформаторы, рассчитанные на многократный запас тока, вместо батарей конденсаторов, которые, по мнению инженеров Naim, «съедают» ритмику и мгновенные динамические перепады.
Дуглас Грэм рассказывает о борьбе с вибрацией в кабелях
Степень влияния питания на звучание может оценить каждый, подключив к компоненту Naim фирменный источник питания. Это было наглядно показано в демонстрационной комнате собравшимся журналистам. Можно сказать, что разница сопоставима с повышением класса аппарата – удобный способ для модернизации, не так ли?
Есть ли будущее у CD-проигрывателей?
По этому поводу в Naim заявляют следующее: CD555 останется последней флагманской моделью, работающей с физическими носителями. Естественно, поддержка не будет прекращена, пока у нас будут приводы. К тому же в его создание было вложено много усилий и средств, и тот факт, что этот весьма недешевый аппарат до сих пор продается примерно по сотне экземпляров в год, сам по себе неплох, особенно учитывая узость рыночной ниши, которая продолжает сжиматься. С другой стороны, есть и перспективы для развития сбыта. Например, в Китае практически вся местная музыка издается на компакт-дисках, соответственно, чтобы ее слушать, вам не нужен сетевой плеер, но понадобится CD-проигрыватель. А с учетом того, что все больше компаний отказываются от их производства, шансы Naim только растут. Совсем недавно доля этих устройств в бизнесе фирмы составляла 30%. Конечно, увеличиваться она уже не будет, постепенно уступая место стримерам. Но не стоит забывать, что любой диск – CD или виниловый – предполагает определенный ритуал в прослушивании, и многие потребители просто не желают от него отказываться.
Существует мнение, что сетевые плееры долго не могли приблизиться в качестве звучания к CD-проигрывателям из-за своей сложности – сетевая плата, схемы синхронизации и подавления джиттера… Но в Naim нам напомнили, что оптический блок CD-проигрывателя производит уйму вычислений и регулировок в реальном времени, являясь существенным источником помех. Инженерам компании это известно не понаслышке, как и то, что не каждый привод, выдающий сообщения об ошибках чтения, делает это корректно. Собравшимся в комнате прослушивания журналистам специалисты Naim предоставили возможность сравнить звучание топовых моделей стримера и проигрывателя компакт-дисков. Можем констатировать, что разница оказалась несущественной и лежит в области персональных предпочтений.