Проигрыватели с ременным приводом и прямым приводом – в чем различия?
В чём разница между двумя типами конструкции проигрывателей (ременным и прямым) и почему это важно?
Проигрыватели с ременным приводом и прямым – в чем отличия?
Если вы когда-либо пытались разобраться в спецификации проигрывателя, то, скорее всего, в какой-то момент вас сбила с толку масса, казалось бы, произвольной информации. Спецификация Hi-Fi-проигрывателя часто представляет собой набор измерений и шаблонных фраз, которые, по-видимому, созданы только для того, чтобы поражать воображение и сбивать с толку.
В какой-то степени можно сказать, что единственный аспект, который действительно нужно учитывать при выборе любого компонента для Hi-Fi — при условии, что он соответствует вашему бюджету и обладает всеми желаемыми функциями, — это качество звука.
Тем не менее, полезно знать, что означают эти загадочные термины. Поэтому, если вы размышляете о разнице между ременным и прямым приводом, позвольте нам хотя бы объяснить некоторые основы.
В чем разница?
Любой, кто хоть немного интересуется работой проигрывателя, вероятно, сможет разобраться в этом просто по названиям: как описания, они довольно хороши.
В проигрывателях с прямым приводом двигатель просто расположен под диском и вращает его напрямую.
С другой стороны, у станков с ременным приводом двигатель смещён, а вокруг шпинделя намотан тонкий ремень, почти всегда из резины, который обхватывает основную пластину и вращает её как шкив.
Все очень просто, не так ли?
Почему компания отдает предпочтение одному из них перед другим?
Конечно, если бы оба способа управления проигрывателем не имели недостатков, то не было бы необходимости в другом способе, но у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. В каком-то смысле производитель решает, с какими недостатками одного из способов ему легче бороться, максимально используя его преимущества.
Основные преимущества проигрывателей с прямым приводом связаны в основном с более высоким крутящим моментом. Это означает более высокую скорость запуска и меньшую подверженность воздействию внешних сил (например, весу стилуса, когда он движется по канавке).
Поскольку он так быстро набирает нужную скорость, он в основном используется диджеями (что быстро стало понятно после его изобретения инженером Matsushita Шуичи Обатой в 1969 году). Он позволяет им останавливаться и, по сути, вручную перематывать винил, когда они пытаются синхронизировать биты, идущие с двух деков.
Однако, поскольку диск прикреплён к двигателю, вибрации передаются напрямую от последнего к первому, а затем, разумеется, передаются на картридж. Таким образом, к конечному результату неизбежно добавляется некоторая степень искажения.
Изоляция двигателя в конструкции с ременным приводом в некоторой степени решает эту проблему — любые вибрации частично гасятся за счёт резинового ремня. Уменьшение помех от двигателя, по крайней мере, в хорошо изготовленном проигрывателе с ременным приводом, влияет на большинство аспектов конечного звучания, поскольку звукоснимателю легче считывать информацию, нанесённую на канавку пластинки.
Но поскольку ремень может быть натянут только до такой степени (с учётом необходимого зазора для его свободного перемещения вокруг диска и шкива), теоретически скорость вращения не всегда одинакова из-за растяжения и возможного проскальзывания.
Это может усугубиться, если либо ремень не имеет одинаковой толщины по всей длине, либо шпиндель или диск не имеют идеально цилиндрическую форму. Именно здесь возникает большая часть дополнительных затрат на вашу деку — производители тратят необходимое время на максимально точную обработку компонентов.
Не менее важна обработка главного подшипника. Ослабленный подшипник будет по-разному негативно влиять на каждую систему привода.
При прямом воспроизведении шпиндель может находиться в движении, что превращает пластинку в движущуюся мишень для вашего стилуса и приводит к менее точному отслеживанию. При этом натяжение ремня может сдвигать главный подшипник в сторону, создавая больше шума.
Нередко в более дорогих деках с ременным приводом используется несколько двигателей, что позволяет сбалансировать нагрузку на диск, а также улучшить привод.
Как насчет замены или модернизации ремня безопасности?
Ремни должны служить долго, но их придётся заменить, если они станут слишком свободными, потрескаются или растянутся, из-за чего станут неровными в некоторых местах. Однако мы не ожидаем, что это произойдёт с новым ремнём в ближайшие несколько лет.
Некоторые производители предлагают усовершенствованные ремни. Хотя они могут быть изготовлены из других материалов для лучшего демпфирования или более длительного срока службы, скорее всего, усовершенствование заключается в том, насколько тщательно был изготовлен ремень — чтобы на нём не было или, по крайней мере, было меньше неровностей.
Влияет ли это на нас, слушателей?
Конечно, не в том смысле, что вы должны предпочесть один проигрыватель другому только из-за того, что у него либо ременной, либо прямой привод. Звук — это главное, и если вас устраивает звучание проигрывателя, то способ его привода не должен быть решающим фактором при выборе.
Все наши отмеченные наградами проигрыватели пластинок, кроме Technics SL-1500C, оснащены ременным приводом. Но на самом деле это связано только с их характеристиками, возможно, в сочетании с нынешней тенденцией к использованию ременных приводов в домашних проигрывателях.
Тем не менее, немного понимания того, как работает ваш проигрыватель, может быть только на пользу, особенно если — осмелимся сказать — что-то пойдёт не так.