Лучший друг Робинзона Крузо
Новая колонка Тимофея Бахвалова посвящена Черной Пятнице.
История о Черной Пятнице, президент Рузвельт и закон об индейках
Каждый год в США празднуется День Благодарения. Этот семейный праздник, знаменующий начало праздничного зимнего сезона, и по значению не уступающий Рождеству, посвящен первому урожаю, собранному поселенцами Плимутской колонии в 1621-м году.
Со времён Авраама Линкольна народ США праздновал День Благодарения в последний четверг месяца. Но в 1939-м году Рузвельт формально объявил (а 26-го декабря 1941-го года и вовсе подписал соответствующий билль) о том, что отныне Днем Благодарения официально считается исключительно 4-й четверг ноября.
Дело в том, что страна находилась в Великой Депрессии, а в 1939-м году ноябрей было пять. Рузвельт посчитал, что лишняя неделя чуть ранее начавшегося сезона праздников сможет принести ритэйлу и экономике США чуть больше денег. На этом же настаивал и глава сети магазинов Federated Department Stores (ныне Macy’s) Фрэд Лазарус мл., который и пролоббировал идею в Конгрессе.
В то время ритэйл был куда как более цивилизованным, чем сегодня. Рождественские распродажи начинались строго после Дня Благодарения. И даже ранняя реклама рождественских товаров считалась неуместной. Но спустя несколько десятилетий торговые сети стали так торопиться сорвать «рождественский куш», что перепрыгивали, да и по сей день перепрыгивают не только через тот же День Благодарения, но и даже через Хэллоуин.
Первой в 2000-м году этот оригинальный финт ушами сделала сеть бытовой техники и инструментов Lowe’s, которой эти два праздника, в общем-то, никогда не приносили радости – уж больно прозаичен ассортимент вроде шуруповёртов и смесителей. А вот «домашнее и семейное» Рождество – совсем другое дело. Lowe’s открыла сезон зимних распродаж аж 1-го октября! Два года спустя за резвым торговцем последовали Wal-Mart, Target и прочие разносторонне развитые гиганты. Ритейлеры удачно сыграли и продолжают играть на психологии потребителя, считающего, что тот «покупает сани летом» под нескончаемый аккомпанемент «Jingle Bells».
Кстати, в 1850-м году музыкант Джеймс Пирпонт написал свою нетленку под оригинальным названием «One Horse Open Sleigh», как посвящённую Дню Благодарения. «Рождественским гимном» песня стала благодаря, что удивительно, науке и технике, а если говорить точней, то космосу. 16 декабря 1965 года астронавты Том Стаффорд и Валли Ширра передали с Gemini 6 в ЦУП NASA сообщение: «Наблюдаем объект, похожий на спутник. Направление движения объекта с севера на юг по полярной орбите. Главный модуль движется за восемью вспомогательными модулями. Пилот модуля одет в красный костюм». Затем в эфире раздался звук губной гармошки и бубенцов. Так «Джингл Бэллс» стала первой музыкальной композицией, переданной на Землю из космоса. И именно она звучит всю зиму во всех торговых центрах и в эфире большинства радиостанций США и других стран мира.
Чёрная курица оффлайн
Главное угощение Дня Благодарения в США, это вовсе не индейка, как принято считать, а следующая за праздником Чёрная Пятница. Именно к этой пятнице в США приурочиваются самые «вкусные» распродажи, и сытная съеденная накануне индейка, придётся как нельзя кстати всем, кто захочет отдать свои силы в погоне за супер-предложениями.
Но почему же пятницу кличут «чёрной»? С множеством теорий можно ознакомиться в той же Википедии, но в 1980-х ритейлеры стали настаивать на простой «бухгалтерской» этимологии. Экономисты с незапамятных времен отмечают на графиках убытки красным, а прибыль – черным цветом и используют соответствующие термины «быть в красном» и «в черном», что соответствует российскому «быть в плюсе» и «в минусе».
О таких чёрных показателях Рузвельт и Macy’s даже не мечтали. Некоторые ритейлеры делают за день 25% годового оборота. Но для рядовых продавцов и служащих Чёрная Пятница – это самый настоящий ад. Целый день их осаждают клиенты, желающие любой ценой заполучить лучшие предложения года. День и ночь в магазинах стоит гвалт и давка – атмосфера накалена до предела и каждый год доходит до инцидентов вроде распыления перцовых баллончиков в борьбе за игрушки… Мелких потасовок и словесных перепалок и вовсе не счесть.
В погоне за прибылью в 2000-х магазины открывали свои двери рано, в 5, а то и 4 часа утра пятницы. Однако в 2011-м крупнейшие торговые сети США, такие как Macy’s, Best Buy и Target распахнули свои двери в полночь с четверга на пятницу. В этом же году Wal-Mart решила переплюнуть всех и начать распродажи в 8 часов вечера в День Благодарения, вовсе не закрываясь всю ночь и весь следующий день. Такое решение руководства вылилось в протесты работников, которые фактически остались без праздничной индейки. Страница Facebook с призывами бойкотировать Жадный Четверг насчитывала более 30 тысяч фоловеров (по правде сказать, не так уж и много, учитывая, что в сети работает 1,3 млн. человек). Но забастовка провалилась. Ритейлер надавил на профсоюзную организацию National Labor Relations Board (поскольку о забастовке должны были уведомить за 30 дней) и пригрозил всем недовольным немедленным увольнением.
В онлайне пятница стартует в понедельник
Уже несколько лет черные цифры охватывают и онлайновую розницу. Отсутствие необходимости тратить дорогой бензин и еще более дорогие время и нервы, давясь в оффлайновых очередях, привело в Интернет за покупками десятки миллионов потребителей.
По оценкам аналитической компании comScore, в этом году праздничный сезон (с ноября по декабрь) принесет американским онлайновым торговцам 43,4 млрд. долларов (на 17% больше, чем в 2011-м). За первые 18 дней ноября e-торговцы США уже заработали 10,1 млрд. долларов (прирост 16%). С января по октябрь 2012 года оборот e-торговли составил 143,9 млрд. долларов. Надо учитывать, что эти цифры не включают в себя продажи онлайновых аукционов, крупные корпоративные закупки и покупки, сделанные потребителями из других стран.
Специально для того, чтобы развивать онлайн-продажи, Национальная National Retail Federation в 2008-м году создала интернет-аналог Черной Пятницы – Cyber Monday.
Однако на многих шопоголиков давит фактор неизвестности: «Не упущу ли я в ожидании лучших онлайновых предложений года оффлайновые суперпредложения?». Многие сети выставляют свои лучшие оффлайновые предложения онлайн и даже делают недельные распродажи, как Walmart со своей неделей специальных цен Cyber Week. Поэтому, составив список обязательных покупок, многие потребители отправляются в оффлайновый магазин, а затем ждут понедельничных листингов, дабы порадоваться или огорчиться.
Влияет на Киберпонедельник и то, что в ноябре любителей онлайновых покупок ждут ещё два мощных предложения, от которых трудно будет отказаться – Green Monday и Free Shipping Day. В первый «киберпонедельник» декабря, от которого до Рождества остаётся не менее 10 дней, пользователей атакует своими лучшими предложениями e-Bay. Второй день обычно приходится на середину декабря. Купленные в этот день товары будут доставлены бесплатно и гарантированно до Рождества. Официально участвуют в акции около 2500 онлайновых ритейлеров.
По вышеуказанным причинам киберпонедельник в 2011-м году принес e-торговцам США 1,251 млрд. долларов. Немногим выше онлайновых продаж Чёрной Пятницы – 816 млн. долларов и выходных, следующих за Днём Благодарения – 1,031 млрд. долларов. На фоне общих продаж ноября – декабря 2011-го года в 37,170 млрд. долларов – вполне себе средний понедельник.
Бюджет активного онлайн-шоппера размыт на два месяца – покупать всё в один день просто неразумно. Кто бы несколько лет назад мог подумать, что домашний Blu-ray плеер будет стоить 35 долларов? Чтобы ничего не пропустить даже в дороге, для отслеживания всякого рода акций выпущены даже специальные приложения под iOS и Android. Домоседы же могут мониторить предложения на двух официальных сайтах BlackFriday.Info и BFADS.net, а также десятках других порталов.