Обзор The Last Guardian: Не буди во мне зверя
Проект The Last Guardian — долгострой, каких поискать. Девять лет разработки – срок солидный. Игра планировалась к выходу на PlayStation 3, но затем последовала череда переносов, казавшаяся бесконечной.
Жанр: приключенческая игра
Издатель: Sony Computer Entertainment
Разработчик: Team Ico
Платформы: PlayStation 4
Дата выхода: 9 декабря
Сайт игры
На что похоже: Ico, Shadow of the Colossus
Проект The Last Guardian — долгострой, каких поискать. Девять лет разработки – срок солидный. Игра планировалась к выходу на PlayStation 3, но затем последовала череда переносов, казавшаяся бесконечной. Причем это редкий случай, когда проект почти не изменился за все время создания. На ранних видео The Last Guardian выглядит практически так же, как и финальная версия: задумка, герои и локации остались прежними.
The Last Guardian во многом похож на прошлые разработки компании Team Ico: архитектура сооружений, неторопливость прохождения, атмосфера загадочности, недосказанность происходящего.
Игра рассказывает историю мальчика и похожего на грифона существа Трику, которые оказались на территории большого замка. Место выглядит заброшенным, но опасностей от этого меньше не становится. Кроме постоянного риска сорваться в пропасть или заблудиться тут есть еще другая серьезная проблема – стражники. Они не рады всем, кто нарушает покой здешних стен. Не будь с нами зверя, герой не продержался бы и одного боя с ними – мальчик совсем не умеет сражаться.
Но Трику помогает не просто так. Во-первых, зверя нужно периодически кормить. До «Тамагочи» The Last Guardian, слава богу, не скатывается: просто желательно подбрасывать Трику бочки со светящейся энергией, которые он с аппетитом уминает. Во-вторых, героям нужно войти в доверие друг друга. Это интересный момент, который хорошо отражен в игре. Животное, хоть и может не подавившись проглотить мальчика, в первое время боится его и не слушается. Только со временем герои смогут найти общий язык.
Трудности дрессировки
По части анимации и повадок Трику претензий к разработчикам нет – животное в самом деле будто настоящее. Оно умилительно валяется на земле, выставляя живот под лучи солнца, зевает точно как кот, чешет задними лапами возле уха и вообще хорошо изображает естественное поведение.
Это работает: к Трику привязываешься, сам того не замечая. Во время его сражений с охраной переживаешь, чтобы существо не ранили, а когда в одном эпизоде животному прищемило хвост тяжелой решеткой, то стало просто не по себе. Эмоциональная составляющая игры невероятно сильна. Мало какой проект вызывает такие чувства.
Трику не просто выполняет функции, как это было с ротвейлером Чопом в GTA 5 или лошадью Плотвой в The Witcher 3. В The Last Guardian зверь выступает полноценным партнером, который не отстает от нашего героя ни на шаг. Практически все головоломки решаются при его участии. И вот тут у нас есть вопросы к разработчикам.
Игрок не может напрямую управлять животным. Доступен только призыв к действию, который трактуется зверушкой весьма вольно. Во многих случаях прохождение элементарного эпизода стоит сотен потраченных нервных клеток. Трику – упертый зверь, который еще и туго соображает. Достучаться до него тяжело, и прохождение короткой The Last Guardian увеличивается раза в полтора, примерно до восьми часов.
Как таковых головоломок в игре мало, часто нужно всего лишь подняться к проходу или рычагу. Трику помогает мальчику добраться до цели: подсаживает, переносит и так далее. Животное основную часть времени думает о чем-то своем и совершенно не понимает, что надо делать.
Как пример. Герой стоит прямо под ущельем, в которое нужно забраться. Зверь следит за передвижениями, обнюхивает нужный уступ, мотает головой, но не садится на место, чтобы мальчик вскарабкался по существу. Подзываем нажатием кнопки – Трику даже не оборачивается и идет в противоположную сторону. Там начинает, зевать, чесаться, потягиваться и делать что угодно, но только не помогать герою.
Искусственный интеллект Трику – слабейшее звено The Last Guardian. Фатальность ситуации в том, что с животным предстоит постоянно иметь дело. Направить его зачастую невыносимо тяжело. Из этого вытекает еще одна серьезная проблема.
Несмотря на линейность уровней, трудно определить, в том ли направлении вы движетесь. По идее, животное должно следовать за героем и помогать ему. А когда стоите в тупике, других дорог нет, а Трику не реагирует на ваши призывы что-нибудь сделать, появляется раздражение – кажется, что вы заблудились там, где заблудиться просто невозможно. Спустя несколько минут нарезания кругов животное без вашей команды, как ни в чем не бывало, становится лапами на барьер, где расположен проход. Непонятно, что мешало ему сразу проложить нам путь.
В остальном игровой процесс The Last Guardian не требует больших усилий для прохождения. Нужно просто гулять по окрестностям замка, перепрыгивать с одних уступов на другие, решать простые задачки и наслаждаться атмосферой. Проект неторопливый, и непутевый Трику еще больше тормозит его. Не пытайтесь пройти игру на скорость – она не для рекордов. Лучше рассматривать очередной «затык» как возможность лучше рассмотреть красивую архитектуру и растительность.
Остальные недочеты на фоне поведения Трику. Камера иногда живет своей жизнью и плохо слушается стика, ракурсы не всегда удобные. Анимация мальчика медлительная, особенно после падений. Если он все равно не погибает, рухнув с десятиметровой высоты, то мог бы и вставать на ноги быстрее.
С графикой все неоднозначно. Картинка не особо современная – текстуры слабоваты, много размытий, особенно на больших локациях. Зато животное прорисовано великолепно: ветер колышет перья, на хвосте и голове видны отдельные волосинки. Визуальная часть The Last Guardian ровным счетом ни на что не влияет – здесь важны только герои и история. Даже однообразный игровой процесс терпишь из-за новых деталей, которые помогают лучше понять сюжет.
***
В игре главное не решение задачек, а неспешное преодоление большого пути. Герои лучше узнают друг друга и самих себя, мысленно понимают чувства один другого и учатся решать проблемы вместе. Несмотря на описанные трудности, The Last Guardian производит сильное впечатление. На все недостатки можно махнуть рукой ради неповторимой атмосферы и уюта, который формирует проект. Игра выделяется среди других как раз этим – эмоциями, что появляются во время прохождения. Здесь они, в отличие от всяких блокбастеров, действительно возникают.
Достоинства:
Отличная атмосфера;
Сильная эмоциональная составляющая: к героям очень привязываешься;
Безупречная анимация Трику
Недостатки:
Линейность и однообразие игрового процесса;
Тупость и своеволие нашей зверушки.
Оценка: 4 из 5
Вывод:
Доброе приключение с прекрасной историей. Реализация не идеальная, но на играбельность это почти не влияет.