Миллиарды смартфонов, ноутбуков и другой электроники производятся, продаются и утилизируются ежегодно. Это приносит большую, но краткосрочную прибыль производителям электроники, но слишком дорого стоит для нашей планеты, считают в международной независимой экологической организации Greenpeace. Экологи считают, что компании, которые проектируют и производят электронные устройства, должны учитывать, какое воздействие это оказывает на Землю, и определять инновационность не меньшим количеством миллиметров и большим числом мегапикселей в гаджетах, а тем, как они сделаны: использовались ли при их производстве многоразовые материалы, долговечные конструкции и возобновляемые источники энергии.
В «Гринписе» проанализировали, какое воздействие на окружающую среду оказывают 17 крупнейших компаний-производителей электронных устройств (смартфонов, планшетов и ПК) из Восточной Азии, Северной Америки и Европы и составили рейтинг самых «зеленых» брендов. Он выглядит так:
В Greenpeace поясняют, что на позицию рейтинга вляется политика компании в трех критических для экологии областей воздействия, тесно связанных с разработкой продуктов и управлению цепями поставок по всему сектору электроники.
- Энергия: Сокращение выбросов парниковых газов за счет повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии.
- Потребление ресурсов: сохранение дизайна продуктов и использование в них переработанных материалов.
- Химические вещества: Устранение опасных химических веществ как в самом продукте, так и в его производстве.
На что еще обращают внимание экологи из Greenpeace?
- Китайские производители смартфонов — Huawei, Oppo и Xiaomi вместе взятые — заняли более четверти мирового рынка смартфонов во втором квартале 2017 года. При этом их достижения во всех трех областях воздействия чрезвычайно низки, особенно в области использования возобновляемых источников энергии.
- Apple, Microsoft и Samsung движутся в неверном направлении, изменяя дизайн своей продукции таким образом, который делает их трудно обслуживаемыми или модернизируемыми и сокращает время их функционирования. Этой же политики придерживаются и другие производители, за исключением HP, Dell и Fairphone.
- Большинство компаний публикуют крайне мало информации о своих поставщиках, сохраняя в секрете их экологические характеристики и степень воздействия на окружающую среду. Из 17 компаний только шесть публикуют базовый список поставщиков и только Fairphone и Dell предоставляют подробную информацию о продуктах или услугах от каждого поставщика.
- Samsung является крупнейшим производителем смартфонов в мире и поставщиком ключевых компонентов для многих других брендов в руководстве, и при этом доля использования возобновляемых источников энергии у нее чредзывайно низка: в 2016 году компания использовала более 16 тыс. ГВт энергии в 2016 году, и только 1% ее был получен из возобновляемых источников.
- Компании неохотно занимаются проблемой утилизации электронных отходов, предлагая ограниченные программы по их сбору. Вместе с тем объем последних по всему миру, как ожидается, превысит 65 миллионов тонн в 2017 году.
- Производители не выполняют обязательств по сокращению токсичных электронных отходов. Многие компании, в том числе Acer, Apple, Samsung, LG, Lenovo, Dell и HP приняли на себя обязательства в 2009-2010 годах по поэтапному отказу от ПВХ в своих продуктах. Спустя 7 лет от ПВХ свободны только продукты Apple и Google.
- Практически отсутствуют прозрачность и контроль над химическими веществами, используемыми на рабочих местах. Чтобы устранить вредные выбросы от производства в окружающую среду, а также сделать его безопасными для работников, компании должны публиковать руководства, позволяющие выявить и устранить или ограничить опасные химические вещества, используемые в производстве продукции. Однако подобные руководства сейчас публикуют только Apple, Dell, Google, HP и Microsoft.