Почему мобильные игры умерли, так и не повзрослев
Виновата выбранная модель монетизации
Преимущества смартфона как игрового устройства очевидны — он всегда с собой. И в отличие от портативной игровой консоли, умеет не только запускать игры, но много чего еще. Универсальный гаджет буквально на все случаи жизни.
Где массовость — там и деньги. Что в итоге и получилось — на сегодня мобильные игры приносят больше всего денег. Посмотрите свежее исследование J’son & Partners Consulting — самый крупный сегмент игрового рынка в 2016 году — мобильный с выручкой 36,9 млрд долл. и долей 37%. В России ситуация похожая: доля мобильных игр составляет почти 20% и демонстрирует реактивный, по словам аналитиков, рост.
Казалось бы — отрасль живее всех живых. С чего вдруг ее хоронить? Действительно, если смотреть на деньги и только на деньги — все здорово. Хотя, стоп! Откуда вообще там деньги, если подавляющее большинство мобильных игр — бесплатные, а и те, что стоят денег — гораздо дешевле игр на ПК и, тем более, на консолях? Давайте разбираться.
С чего все началось
Так получилось, что компьютерные игры родились на один день позже самой вычислительной техники. Не буквально, конечно же. Однако стоило появиться на горизонте какой-то новой «умной железке», как для нее срочно начинали клепать игры энтузиасты. Наряду с играми для фотоаппаратов (поищите, например, прошивку CHDK для мыльниц Canon) и калькуляторов, такая вещь, как «змейка» на мобильном телефоне в конце 90-х — начале 2000-х казалось уж совсем обыденностью.
Версия игры «Реверси» для фотоаппаратов Canon
Тем не менее, тогда, в 2000-х, телефоны всего лишь заменяли собой обычный портативный «тетрис» (помните еще такие гаджеты 90-х? Brick Game 999 in 1 и подобные). Но со временем они стали резко «умнеть», получили большой цветной экран, мощную начинку и многие увидели в них реальную конкуренцию существующим игровым платформам: «приставкам» и ПК.
Шутер Doom на калькуляторе
На каком-то этапе технического развития стало понятно, что современный смартфон вполне годится для весьма и весьма навороченных 3D-игр. Во всяком случае, с точки зрения производительности. На мобильники даже стали портировать ПК-хиты прошлого, иногда даже с улучшенной графикой. Яркий пример: GTA San Andreas. Хотя были и менее удачные порты: Half-life 2, Bioshock.
Сравнение графики GTA:SA. В мобильной версии появилось динамическое освещение, отражения и прочие прелести
У мобильных игр была, по сути, лишь одна проблема — управление. Проблема, надо сказать, решаемая — различные геймпады для смартфонов тому подтверждение. Не всегда вам не удастся избавиться от задержки (лага), но это критично только в наиболее напряженных и сложных играх. Которых на мобильниках все равно нет.
Почему с мобильными играми все так плохо
Если на минуточку предаться теориям заговоров, то можно представить, как производители игровых консолей и игрового «железа» собрали тайное совещание для того, чтобы совместными усилиями придумать способ и победить мобильные игры, задушить индустрию на корню и устранить неугодного конкурента.
Но что делать, если индустрия эта растет не по дням, а по часам? Надо ее чем-то заразить. Чем-то таким, что будет разрастаться как раковая опухоль и, в конце-концов, сможет убить даже этот активно растущий организм. Ну или — если вам ближе аналогии из мира искусства — как в фильме «Начало»: придумать идею и внушить ее игрокам так, чтобы они воспринимали ее как свою собственную, но что бы в итоге было дискредитировано само понятие мобильных игр.
Топ-игр из Google Play. Много платных сможете найти?
Имея этой идее — «игра должна быть бесплатной». Казалось бы — это ведь так очевидно, что кажется, будто игроки придумали бесплатность сами. Но ведь еще во времена первых «айфонов» многие ныне бесплатные игры стоили доллар: Angry Birds, Temple Run, Jetpack Joyride…
Казалось бы — ну что такого? Речь же о простеньких таймкиллерах — правильно? Другое дело — сюжетные боевики. Разве могут они быть конкурентами вообще?
Но ведь опухоль не останавливается на достигнутом — ей нужно больше, ей нужен весь рынок. Поэтому сначала появились тонны откровенного плагиата от Gameloft — компании, которая не стеснялась воровать у других. Они выпускали второсортные клоны Halo (N.O.V.A), Call Of Duty (Modern Combat), Uncharted (Shadow Guardian) и прочих замечательных игр. Поначалу, впрочем, эти игры-клоны были вполне себе платными и стоили даже далеко не доллар, а пять, а то и десять долларов. Но скоро стало понятно, что платить за такое — моветон, а потому уже третья часть N.O.V.A была переиздана бесплатно. Modern Combat дошел до такого состояния только к пятой версии, но все-таки дошел.
Так выглядит игра Uncharted 2 для PlayStation 3
… а так — Shadow Guardian для iOS
Как все было на самом деле
Никакого заговора, конечно же, не было, просто, как часто бывает, рынок отрегулировал себя сам. Уже на заре появления первых 3D-блокбастеров для смартфонов пользователи разделились на две группы. Первая группа любит игры, любит нормальные, полноценные игры, ценит качественное отзывчивое управление и глубокую проработку мира игры (дизайн уровней, сюжет, герои). Они махнули рукой на мобильные игры сразу и вернулись к консолям и ПК.
Вторая группа — люди, которым по большому счету все равно во что играть. Для них WOW-фактор — крутая графика, сама возможность поиграть в условный Crysis на эскалаторе в метро — гораздо важнее.
Очевидно, что разрабатывать мобильные игры для первой группы стало делом бессмысленным. Безусловно, цены на игры на тех же консолях завышены, однако так же очевидно, что хорошая игра с красивой 3D-графикой и проработанным сюжетом не может стоить пять долларов. Такие игры разрабатываются несколько лет и в их разработке задействованы профессионалы: художники, аниматоры, сценаристы, актеры, звукоинженеры, программисты… Все эти люди хотят работать не просто так, а за зарплату. Добавьте сюда расходы на маркетинг, рекламу, различные лицензионные отчисления.
Как итог — блокбастер ААА-класса должен стоить много. Долларов 30-40 как минимум. Но кто будет покупать мобильные игры по такой цене? Да никто. Считанные единицы «ценителей», которые давным-давно сидят на других платформах и на мобильные игры посматривают с презрением.
На самом деле, PS Vita, последняя портативная консоль от Sony, «умерла» по этой же причине. Смотрите: ее огромные технические возможности позволяли реализовывать на ней проекты практически уровня PlayStation 3. Игра Killzone: Mercenary для PS Vita использовала движок Killzone 3 для PS3, причем доработанный движок. Да, делаем поправку на небольшое разрешение, но на 6-дюймовом экране PS Vita игра смотрелась не хуже, чем Killzone 3 на телевизоре. Да и Uncharted Golden Abyss была невероятно красивой игрой.
Killzone Mercenary для портативной PS Vita
И вот все эти игры на старте продаж стоили (при старом курсе доллара) 1500-1900 рублей. А игры на PS3 в то время обходились игрокам в 2500-2700 рублей. Как видите — разница в цене для пользователя есть и немаленькая, а вот разработка игры стоит практически столько же. При этом, покупатели еще и ноют: «А чего так дорого?! Это же портативка!». Почему-то в сознании покупателей по всему миру есть устойчивое убеждение, что портативная, мобильная игра дорого стоить не может. Почему? «Ну как почему! Она же портативная! Что тут непонятного-то?».
Получается, издатели игр уровня ААА работали практически себе в убыток. Ну не то, чтобы прямо совсем убыток… просто есть возможность на тех же домашних консолях заработать гораздо больше. Игры ведь не ради благотворительности делают.
А вот портативная консоль от Nintendo — 3DS — живее всех живых. Почему? А потому, что она очень слабая технически. По факту — чуть ли не слабее PSP, предыдущей портативной консоли от Sony. Разница с домашними консолями и ПК настолько ощутима, что разработка визуальной части игры стоит гораздо дешевле и разработчики и издатели по-прежнему могут зарабатывать хорошие деньги, концентрируясь лишь на сюжете, геймплее, проработке персонажей.
Как зарабатывают на мобильных играх
С мобильниками такой фокус, как с 3DS, не прокатил. Зачем-то ведь пользователь покупает смартфон с 8-ю ядрами CPU и 4-6 Гбайт памяти — ему «графон» подавай! Поэтому и развитие мобильных игр пошло по другому пути. Ведь, разработчикам по-прежнему нужно как-то зарабатывать, верно?
Реальность показала, что на бесплатных играх можно заработать гораздо больше. Если раньше игрок тратил доллар (или даже десять долларов) один раз — и мог играть сколько угодно, то теперь ты получаешь игру бесплатно, но при этом можешь потратить в ней неограниченное количество денег. Более того — игра будет тебя мотивировать тратить эти деньги.
Топ бесплатных игр из Google Play напоминает пиратские 8-битные картриджи 80-х «9999 in 1», где в реальности было 3-4 игры
Я не шучу. Основная задача геймдизайнера в «нормальных» играх — сделать так, чтобы игроку было интересно. В мобильных играх у геймдизайнеров задача совсем другая — нужно просчитать мотивацию. Вам могут сколько угодно в различных обзорах и новостях втирать про то, что играть в очередной клон Clash Of Clans можно и совсем без доната, но в действительности игра все равно рассчитана (именно рассчитана — это холодный расчет), чтобы вы несли ей свои деньги.
И вот смотрите. Внезапно оказалось, что игроков можно зацепить не крутым сюжетом, интересными героями, нестандартным и оригинальным геймплеем. Игроков можно зацепить математикой, как в азартных автоматах. Разве что, в последних есть хоть какой-то шанс отыграть свои деньги назад, а в мобильных играх вы деньги просто спускаете в трубу.
Скачай игру бесплатно — это тебе ничего не стоит! Кстати, в нее уже играют все твои друзья и еще два миллиона людей по всему миру. Скачал? Нажми вот сюда — построишь барак. Теперь нажми вот сюда — барак произведет тебе солдата. Теперь давай построим что-то еще. Ага, ресурс кончается, но у тебя есть немного в запасе. Чтобы пополнить запас тебе достаточно просто подождать! Ну полчаса или пол-дня. Но есть и другой путь — заплати и продолжай играть прямо сейчас!
Игры Google Play по запросу «clash». Замечу, это разные игры от разных разработчиков
Что мы имеем в итоге? Мы имеем весьма прибыльный бизнес, в котором не нужно толком ничего изобретать. Просто перерисовываем какую-нибудь другую популярную игру и делаем свою. Если игрокам «зашло», то можно наделать еще кучу клонов. Пусть в одной игре игроки строят крепость и воюют с варварами. В другой — космическую базу и воюют с космическими пиратами. В третьей — застроят остров и… а можно и не воевать ни с кем.
Нет ничего странного в том, что в этот бизнес хотят войти многие. Даже крупные издатели вроде EA спешно поудаляли из магазинов приложений свои платные игры и понаделали бесплатных. Нет больше полноценных SimCity 2000, Civilization 5, убрали и весьма годный Dead Space World…. Спасибо хоть «Монополию» оставили. Кстати первые две части N.O.V.A. вы тоже уже не найдете в официальных местах.
В чем главная боль
Казалось бы — раз уж у издателей появились деньги — то, может, они наконец могут потратить их на специалистов в области разработки игр и сделать пусть донатную, но хорошую и интересную игру? Что ж, иногда (редко) такие действительно появляются. Но они окупаются хуже — просто потому, что сам принцип интереса хорошей игры и донатной принципиально различаются. Ну вот представьте, что в Dark Souls вам для победы над боссом нужно было бы не терпеливо «прокачиваться», изучать поведение врага, придумывать собственную стратегию, а просто заплатить денег. Ну как? Интересно? Вот именно.
Ну и последнее. Читатель может возразить — постойте, ну раз люди несут деньги, значит, им интересно? Иначе бы зачем они платили? А если им интересно — то какая разница, за счет чего этот интерес достигнут?
Так, да не совсем так. Безусловно, любая игра хочет приковать ваше внимание к ней. Однако что вы получаете взамен? В «полноценных играх» — удовольствие от того, что вы ее прошли, что вы научились играть лучше других, что вы чему-то научились, или даже узнали что-то новое (например, это касается исторических игр).
Но бесплатные мобильные игры не учат вас ничему, а пройти 99,99% из них невозможно в-принципе — они бесконечны. Они также не приносят радости от достижений — потому что вы чего-то достигли в них деньгами, а не благодаря своим навыкам. А если даже вы решите добиваться всего своими силами, бесплатно, то быстро обнаружите разочарование от того, что другие игроки легко обходят вас по очкам, достижениям или в сетевых сражениях — просто потому, что они заплатили денег.
Перечень (далеко не полный) покупок из «бесплатной» игры Asphalt 8
Так что, не надо сравнивать мобильные игры с настоящими — первые не выдерживают никакой критики. И не потому, что они «портативные», а потому, что они сделаны лишь с одной целью — чтобы выжать из вас побольше денег. Поэтому творческий подход к разработке там даже не ночевал.
P.S. К слову, игры с оригинальным геймплеем на мобильниках все же попадаются — и они стоят денег. Но, как правило, они выходят на iOS, ну или сначала на iOS, а потом, по остаточному принципу, уже на Android. Просто пользователи Iphone лояльнее относятся к факту покупки приложений, да и пиратство на iOS очень слабо развито. Тут тоже простая математика — и ничего более.
Кстати, в App Store нередко появляется подборка: «Игры с единовременной оплатой». И, что характерно, там расположены, в-основном, более-менее оригинальные игры. Тогда как «топ бесплатных» заполнен однотипными поделками.
P.P.S Разумеется, и некоторые «полноценные» игры (особенно этим грешит EA) сделаны всего лишь ради денег. Но это уже совершенно другая история — да и редко такие игры долго проживают. Играть спустя десятилетия в них никто не будет.