Обзор игры Master of Orion. Возвращение легенды
Аргентинская NGD Studios под контролем Wargaming вернула культовую стратегию в современном виде. Будут ли удовлетворены фанаты?
Пошаговые космические стратегии — жанр хотя и редкий, но на покой не собирается. В прошлом году Galactic Civilizations вернулась с тепло принятой третьей частью, а теперь возродилась еще одна культовая франшиза — Master of Orion. Игра была доступна еще с зимы, когда появилась в Steam по программе раннего доступа, а теперь вышла полноценная версия.
Жанр: пошаговая стратегия
Издатель: Wargaming.net
Разработчик: NGD Studios
Платформы: PC
Дата выхода: 25 августа
Сайт игры: http://master-of-orion.ru/intro
Суть игры целиком укладывается в четыре слова, которые легли в основу концепции 4X: исследовать (eXplore), расширять (eXpand), использовать (eXploit) и уничтожать (eXterminate). Это такой упрощенный аналог Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth, в котором не нужно долго разбираться. Как ни странно говорить такое о пошаговой стратегии, но здесь все понятно буквально с первых минут игры. Порог вхождения — на уровне «Косынки». Благодаря простому интерфейсу и обилию подсказок, которые при необходимости можно отключить, в Master of Orion освоятся вообще не знакомые с подобными стратегиями люди.
Игра позволяет создать свой корабль с уникальным набором модулей и вооружения
В этом есть небольшая проблема: создается впечатление, будто у вас не так уж много возможностей. Отправляете корабли на изучение систем и планет, укрепляете подходы к своей системе, раз в пять-двадцать шагов выбираете новое исследование и производство какой-нибудь гидропонной фабрики либо строительство боевого крейсера, и на этом, собственно, все и заканчивается. Но такая тишь длится максимум ходов семьдесят, а потом обязательно кто-то кого-то найдет: либо другие расы вас, либо вы — их. И здесь начинается самое интересное — безустанная борьба за господство в галактике.
Дальнейшие события будут во многом зависеть от умения найти общий язык и, чуть что, сразу дать отпор сопернику. Как бы вы ни дружили с представителями иных цивилизаций, это все равно ваши потенциальные враги. Цель Master of Orion — установить свои порядки везде, где только возможно. Она достигается либо уничтожением остальных рас, либо их согласием подчиняться вам. Уничтожить, конечно, проще, особенно если в первое время заручиться поддержкой одной-двух цивилизаций. Но сделать это непросто.
Время от времени нам сообщают новости галактики: кто на кого напал и каких успехов достигли цивилизации
Горячие головы
Дипломатия — то, за что обычно доставалось Master of Orion еще на этапе раннего доступа в Steam. Релизная версия в этом плане лучше, но вопросы остаются. Скажем, внезапное нападение булрати или псилонов, когда отношение к вам нейтральное либо встревоженное, еще можно объяснить, ведь другим расам тоже надо завоевать господство во вселенной, поэтому они и начинают выживать соперников. Однако вести переговоры даже с дружественными цивилизациями порой выходит себе дороже. Их требования непомерны, а на уступки они идут крайне редко.
Так выглядит экран управления колонией. Юнитов при необходимости можно перетягивать из одной отрасли в другую
Однажды предводитель людей потребовал за договор о ненападении солидную выплату кредитов, передачу технологий и космических карт. Попытка хотя бы снизить размер выплаты привела к отказу от сотрудничества. Замена одних пунктов требований другими также не дала ожидаемого результата. Причем так обстоят дела со всеми расами, будь то мршаны или саккры. Либо принимаете условия, либо проявляете неуважение к их цивилизациям. Особой разницы между цивилизациями (всего их десять) не видно не только в дипломатии, но и при игре за них: на старте есть уникальные бонусы, но тактика все равно и с большего одинакова.
Неудивительно, что лидеры заводятся с пол-оборота и быстро объявляют войну. Длительное противостояние в Master of Orion отлично реализовано. Поначалу соперники нападают вяло, испытывая вас на прочность: то слабенький крейсер запустят против эсминца, то просто полетают у границ. Практически с каждым ходом давление нарастает. Если проморгать момент, то от ваших колоний ничего не останется, а попытки срочно восстановить флот, тратя кучу кредитов на ускоренное строительство кораблей, могут оказаться напрасными — время действий упущено.
Казалось бы, от такого предложения не отказываются, но алкари считают иначе
Космические странники
Master of Orion всячески подталкивает к исследованию планет и колонизации. Это нельзя игнорировать: оставаясь на одном шарике, даже отлично развитом, вы слишком уязвимы. Любую оборону, в конце концов, можно пробить, а потеря всех территорий ведет к мгновенному поражению, поскольку собрать пожитки на корабль и быстро ретироваться на другую планету нельзя.
Выбор подходящего места для своей колонии занимает много времени, но если повезет найти удачную по всем параметрам планету, то ее развитие будет идти как на дрожжах — можно даже перегнать базовую территорию. На любую активность требуется энное количество ходов, которое зависит от числа занятых юнитов: чем больше населения работает в той или иной области, тем быстрее завершится строительство или исследование.
Менять приоритеты нужно часто. Соперники не дают времени на отдых, и если на создание, скажем, корабля колонистов нужно больше пятнадцати шагов, то проще притормозить развитие какого-нибудь исследования и перебросить мастеров на производство. К счастью, юниты универсальны.
Скопление астероидов (ниже планеты) можно использовать под свои нужды
Чем активнее разрастается ваша колония, тем больший вред наносится планете. Когда ситуация достигнет критической, придется несколько ходов потратить на очистку от загрязнений, и потом планета станет как новая. К слову, такая фишка не помешала бы и нашей с вами Земле.
Далеко не все ваши действия вызывают одобрение населения. Во-первых, к недовольству приводит высокий процент налогообложения — начинаются забастовки. Каждый юнит на счету в Master of Orion, поэтому игнорировать протесты не выйдет. Во-вторых, на позитивное настроение влияет общее состояние экономики. Наконец, если не уделять внимание разностороннему развитию цивилизации, то народные массы тоже будут недовольны.
Корабль на прокачку
Большое внимание уделено битвам — как ни крути, сражений не избежать. Здесь не только много кораблей, причем с альтернативными дизайнами, но еще и система апгрейдов, позволяющая из хлипкого фрегата сделать вполне мощную и бронированную посудину. Хорошо, что вероятный исход боя нам показывают еще до начала пальбы. Можно передумать и не ввязываться в драку, если шансы совсем уж не в вашу пользу. Когда результат 50:50 или около того, лучше не полагаться на автобой, а принять непосредственное участие в сражении. Взяв под личное управление флот и умело им командуя, можно выйти победителем даже из весьма щекотливых ситуаций.
В игре множество планет. Корабль-разведчик, если его не разобьют, может почти бесконечно летать от одной системы к другой
Master of Orion, к сожалению, пока что не может предложить вариативности в партии. Уже к середине сессии понятен расклад: либо вы доминируете, колонизируете все больше планет и уничтожаете одну расу за другой, либо плететесь в конце списка по показателям развития и жить осталось меньше сотни ходов. Из кризиса, если он вдруг наступил, тяжело выбраться: если рушится все и сразу, то уже ничто не спасет. В принципе, это правильно — соперники быстро набрасываются на того, кто слабее их. Но со временем партии становятся немного однообразными. Проблема решается повышением уровня сложности, где приходится думать на пять-десять ходов вперед, а развитие цивилизации идет по строго выверенной последовательности.
***
Подарок для любителей этого непростого жанра и просто игроков, которые хотят ознакомиться с ним. Аргентинская NGD Studios под контролем Wargaming вернула культовую стратегию в современном виде. Master of Orion немного упрощена, и немало людей высказывают недовольство по этому поводу. Но, позвольте, оригинал вышел в 1993 г. — с того времени изменились подходы к геймдизайну, игровому процессу, балансу и прочему. К тому же атмосфера старых частей сохранена, а в подобных играх это главное.
Достоинства:
чувствуется дух оригинальных Master of Orion;
легкость освоения;
качественная и порой уморительная озвучка (особенно расы алкари), в том числе русская;
хорошие возможности по созданию и кастомизации кораблей;
продуманная система уровней сложности: будет интересно и новичкам, и настоящим специалистам по захвату галактики.
Недостатки:
хотелось бы более гибкой дипломатии;
сессии часто развиваются по одному сценарию;
различия между расами не особенно существенны.
Оценка: 4 / 5
Вывод: Простая с виду механика на самом деле сложнее и глубже, чем кажется в начале партии. Master of Orion вернулась — обновленная и свежая. Теперь ждем исправления недочетов