Идем на восток в поисках игр
Как японские игры проникают и вдохновляют остальной мир
В последние годы можно заметить необычный тренд популяризации японских игр на западном рынке, несмотря на то что культура страны восходящего солнца может быть непонятной, непривычной и просто странной. Расскажем подробнее о том, японские игры каких жанров полюбились игрокам по всему миру, и как эти жанры адаптируют западные геймдизайнеры и разработчики.
Визуальные новеллы
Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о японских играх — визуальные новеллы в аниме стиле, большая часть которых имеет эротический подтекст и относится к поджанру эроге. Но стоит копнуть глубже и можно найти большие, комплексные полноценные игры с геймплеем и интересным сюжетом. Идеально в оболочке новеллы ощущают себя детективы и триллеры. Ярким примером являются игры серии Danganronpa, совмещающие в себе мрачное расследование и симулятор свиданий. Но вершиной детективного гения в мире визуальных новелл является франшиза Ace Attorney, представляющая собой симулятор адвоката, задача которого защитить невиновного и найти настоящего преступника. Оригинальная трилогия вышла на ПК в 2019 году, а уже 27 июля станет доступна The Great Ace Attorney Chronicles — спин-офф серии о начале XX века.
Визуальные новеллы часто вовсе не относят к играм. Причем делают это как те, кто их не любит и не воспринимает игры без геймплея, так и те, кто, напротив, является фанатом жанра и ставит новеллы на один уровень с литературой. Последние частично правы, ведь в сюжетах новелл часто можно найти по-настоящему трогательные истории. Особенно преуспели в этом направлении создатели новелл из СНГ — дает знать о себе любовь к фанфикам в нашем регионе. Залог успеха — отличающийся от большинства японских историй сеттинг. Каноническим примером является ставшая уже классикой новелла Бесконечное Лето от студии Soviet Games. Игра цепляет не только историей, но и потрясающим дизайном. Детализированные задники и пейзажи игры всегда радуют глаз, а саундтрек Сергея Ейбога остается в плейлистах и сердцах тех, кто знаком с новеллой.
Новая новелла от создателей Бесконечного Лета — Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл, уже на протяжении 5 лет является наиболее ожидаемой игрой в жанре. Релиз переносится из года в год, однако сейчас разработка похоже действительно на финишной прямой и игра может выйти к концу 2021.
Удивительно, но среди визуальных новелл можно найти настоящие шедевры психологического хоррора. Формат, включающий в себя только текст, звук и статичные, большей частью, картинки, идеально подходит для историй, цель которых вызвать дискомфорт и страх читателя-игрока без классических приемов, используемых в кино, и скримеров. Настоящим бриллиантом жанра, который оценили даже наиболее скептически к нему относящиеся игроки, стала Doki Doki Literature Club! Никак поначалу не отличимая от привычных японских новелл про обычного школьника, внезапно ставшего популярным среди одноклассниц, игра неожиданно и парадоксально ломает повествование после нескольких часов погружения, попутно ломая и «четвертую стену», и нервное состояние неподготовленного игрока. Внезапность сюжетных поворотов, а также несоответствие с виду милых персонажей и атмосферы реальному сюжету впечатлили многих. Новелла вышла в 2017 году и была доступна всем совершенно бесплатно, а 30 июня вышла ее обновленная версия с интересным дополнительным контентом.
JRPG
Японские ролевые игры испокон веков сильно отличались от тех, в которые мы привыкли играть. Узнаваемая пошаговая боевая система, линейность сюжета, контроль группы персонажей — вот характерные особенности этого жанра. Раньше основными причинами непопулярности JRPG можно было назвать высокую сложность, ориентированность на консольный рынок и, зачастую, отсутствие перевода. Сегодня ситуация изменилась, а многие классические японские ролевые игры 90-х годов возвращаются на современные платформы. Octopath Traveler, Legend of Mana, релиз которой состоялся в конце июня, и пиксельные ремастеры первых трех Final Fantasy, ожидаемые уже 28 июля.
Порт на персональные компьютеры поспособствовал росту популярности другой специфической серии — Persona. Это ответвление вселенной Megami Tensei отличается от большинства JRPG. Начиная с 3 части в играх большой акцент делается на взаимодействии и отношениях с напарниками, элементы симулятора свиданий становятся основными в играх, одна из главных идей которых заключается в репрезентации психологических архетипов подростков. За последний год на ПК и актуальных консолях вышли Persona 4 Golden, Persona 5 Strikers — спин-офф пятой части серии, остающейся пока консольным эксклюзивом, и ремастер Shin Megami Tensei III Nocturne. Несмотря на полное игнорирование хронологии со стороны издателей, хочется верить в портирование на ПК и оставшихся игр серии.
Песочница, GTA-like
Если визуальные новеллы и JRPG пришли из Японии, то жанр песочниц — экшенов в открытом мире, появился на западе и был интересно адаптирован японскими разработчиками из студии Ryu Ga Gotoka. Игры серии Yakuza, обычные, казалось бы, клоны Grand Theft Auto, многим пришлись по душе. Отчасти дело в непривычном сеттинге — похожая ситуация была со Sleeping Dogs. В отличие от нее, Yakuza предлагает игрокам много интересных и новых для жанра механик и активностей — во всей красе проявилась склонность японцев к странным и эпатажным вещам. В какой еще криминальной истории про мафию между разборками и драками дают насладиться мини-играми про танцы или заботу о младенце? Важным преимуществом серии является потрясающая кинематографичность и целостный сюжет, превращающий 8 игр в полноценную сагу. За последние 3 года серия с многолетней история была полностью портирована на ПК и стала доступна новой аудитории. Хорошие новости для тех, кому не хватило веселого и немного безумного нарратива в драматичных японских боевиках — в октябре состоится релиз Lost Judgement от того же разработчика.
Западное игровое сообщество прошло через разные этапы отношений с японской индустрией, от тотального неприятия аниме-рисовки и непривычного геймплея к искренней любви. Вместе с популяризацией в целом японской культуры, проявляющейся, в частности, в аниме-адаптациях известных франшиз (например, Ведьмака) пришло принятие этой стилистики широкими массами. Если этот мировой тренд лично вас пока не коснулся, советую пересмотреть свое отношение к японским играм и вдохновленным ими проектами, например теми, о которых вы только что прочитали.