BUILD 2015. Секретная демонстрация системы дополненной реальности Microsoft HoloLens
Каждая большая презентация, посвященная Windows 10, обязательно заканчивается рассказом о HoloLens. И эффектной демонстрацией того, как дополненная реальность входит в жизнь. Архитекторы несколькими жестами проектируют здания, студентки умело расчленяют ловко нарисованные человеческие тела на атомы, обычная комната вдруг превращается в скопление забавных объектов и симпатичных лиц, подмигивающих с виртуальных экранов. Все это выглядит довольно убедительно, но в руки очки-шлем никому до сегодняшнего дня не давали. И только в рамках конференции Build 2015 очень узкому кругу разработчиков и представителей прессы наконец дали возможность попробовать HoloLens на себе. Совсем чуть-чуть, но дали. Среди счастливчиков оказался ваш покорный слуга.
Каждая большая презентация, посвященная Windows 10, обязательно заканчивается рассказом о HoloLens. И эффектной демонстрацией того, как дополненная реальность входит в жизнь. Архитекторы несколькими жестами проектируют здания, студентки умело расчленяют ловко нарисованные человеческие тела на атомы, обычная комната вдруг превращается в скопление забавных объектов и симпатичных лиц, подмигивающих с виртуальных экранов. Все это выглядит довольно убедительно, но в руки очки-шлем никому до сегодняшнего дня не давали. И только в рамках конференции Build 2015 очень узкому кругу разработчиков и представителей прессы наконец дали возможность попробовать HoloLens на себе. Совсем чуть-чуть, но дали. Среди счастливчиков оказался ваш покорный слуга.
Демонстрация происходила в обстановке строжайшей секретности. Выглядело это так. Из Moscone Conference Center нас в назначенный час отвели в отель Intercontinental, находящийся по соседству. Там на специальном лифте подняли на 6 этаж. Две дамы сопроводили нас в специальную комнату с железными ящиками, куда предложили сложить все электронные устройства, включая фотоаппараты, смартфоны, диктофоны и даже умные часы. После этого специально обученные люди провели инструктаж – как правильно надевать HoloLens на голову. Правда, потрогать на данном этапе ничего не дали, все показывали на себе. Также специальным прибором было замерено расстояние между зрачками, как при заказе пары очков. Впоследствии данные замеров вводились в шлем HoloLens перед началом демонстрации его возможностей.
С инструктажа нас повели в специальное помещение (давайте вместе считать – сколько раз я еще использую определение «специальный»), где два не менее обученных человека разыграли сценку. Мол, оба они 3D-дизайнеры, один звонит другому по Skype и говорит – зацени, какую я 3D-модель сделал! Тот надевает HoloLens, и рраз – прямо по Skype получает трехмерную посылку. Вертит ее по-всякому, ставит на стол и говорит, что хорошо бы основание покрасить в голубой цвет, как и все остальное. Первый берет модель, перекрашивает парой кликов и еще раз отправляет по Skype. А второй тут же начинает печатать ее на 3D-принтере.
Что и говорить, типичная бытовая сценка, буквально каждый сталкивается с потребностью отправить 3D-модель по Skype и посмотреть – как она выглядит на столе. Кроме шуток, видеоконференции лет двадцать назад тоже казались хоть и прикольным, но с трудом вписывающимся в повседневную жизнь делом. Теперь они сами стали повседневностью. И кто знает – что мы будем передавать по Skype и его аналогам еще лет через двадцать.
После спектакля суровые охранники отвели нас к шкафчикам и велели забрать цифровую технику. Затем отвезли на специальном лифте на 27 этаж отеля. Его Microsoft, похоже, сняла целиком. У нас снова отобрали все электронные приборы и вывели в коридор. Там у двери некоторых номеров стояли люди. Это означало, что номер свободен и готов принять жаждущего приобщиться к чудесам HoloLens. Моим провожатым в мир дополненной реальности по версии Microsoft стал юный афроамериканец и его белый подручный.
Процесс надевания HoloLens, мягко говоря, непрост. Мало того, что в систему вводят межзрачковое расстояние. Шлем еще надо надеть на голову и закрепить, чтобы не болтался. Крепление сейчас, прямо скажем, специфическое. Сзади, в районе мозжечка, завинчивается толстый болт с мягким наконечником. Если недотянуть, тяжелая конструкция не держится. Если затянуть чуть сильнее – мгновенно начинает болеть голова. Похоже, в будущем придется либо выпускать шлемы сразу нескольких размеров, либо придумывать другой механизм крепления. Иначе больше пятнадцати минут просто не выдержать.
У меня, кстати, шлем пришлось снимать и прикручивать заново, потому что с первого раза не совпали глаза и экран. Последний оказался на удивление небольшим. Он существенно ограничивает просмотр со всех сторон. Ощущение, что смотришь на мир в небольшое окошко, в которое этот самый мир целиком не умещается. Чтобы рассмотреть даже не самые большие объекты, приходится покрутить головой. Но разрешение изображения вполне достаточное. Картинка выглядит естественно.
Мне показали так называемое архитектурное демо. На столе стоял фанерный макет нескольких зданий с пустым местом посредине. Туда при помощи HoloLens проецировался 3D-модель будущей новостройки. Мне предложили увеличить или уменьшить ее отдельные элементы при помощи… мыши. Да, жесты, которыми хвастались со сцены, пока простым смертным не доверяют. Нам доступен только обычный клик движением указательного пальца. А всякие там повороты и изменения масштаба – это потом, потом.
Менять размеры здания и тут же видеть изменения почти в реальной обстановке – это, конечно, круто. Я говорю «почти» из-за ограниченного окошка обзора: целиком в нем здание увидеть нельзя, только кусками. Но, повторюсь, ощущение крутое – с монитором не сравнить.
Дальше виртуальный инженер Ричард, возникший в номере из ниоткуда, рассказал мне, что в строящемся здании одна из несущих металлоконструкций оказалась строго посреди окна. Можно, конечно, спросить – каким именно местом думал проектировщик, но нам было не до того. Роберт перенес окно немного вправо. И металлоконструкцию стало не видно. Роберта я тоже разглядывал кусками – или ноги, или середина туловища, или лицо. Но зато окно в стене выглядело крайне убедительно. То есть на настоящей стене его вообще не было, зато через HoloLens я отчетливо видел и раму, и металлоконструкцию, и даже происходящее за окном. Наверное, если в реальной жизни архитекторы смогут так же основательно погулять по проектирующемуся зданию, оно получится лучше.
Еще мне начали показывать что-то про трубу в стене, с которой случилось нехорошее. Но тут я нарушил сценарий. Надо было согнуть указательный палец один раз, а я, по «мышиной» привычке, когда с первого раза не получилось сделал это раз пять. В итоге все как-то быстро пролистнулось, и мне сказали, что демонстрация закончена.
Что мы имеем на выходе?
С одной стороны, система действительно работает. Изображение накладывается на реальность вполне убедительно, и можно уже потихоньку начинать задумываться о применении HoloLens для дела.
Но, с другой, в нынешнем состоянии о каких-то внедрениях говорить совсем рано. И безжалостное крепление на голове, и сложности калибровки под конкретную пару глаз, и маленький «экран» перед глазами – все это, конечно, не радует. Плюс добавим сюда необходимость очень точной калибровки самого помещения, где работает HoloLens. То есть с собой парочку не возьмешь для демонстрации объекта заказчику. Надо всех в гости звать.
Шлем должен стать чем-то легким и практически незаметным, а угол виртуального обзора вырасти до естественного. Чтобы в нем можно было находиться несколько часов, а то и вовсе жить. Тогда действительно откроется новый гигантский рынок, а жизнь многих людей рискует преобразиться до неузнаваемости. Во всех смыслах.
Пока же перед нами прототип будущего, делающий робкие шаги за двери лаборатории. Затопчут его за отсутствием технических возможностей быстро сделать как надо, или продолжат пестовать, вкладывая немалые деньги на перспективу, мы узнаем уже на следующей конференции Build. В скором времени Microsoft обещает выложить HoloLens SDK, что позволит разработчикам поэкспериментировать с наложением голограмм на реальность. Правда, пока только на обычном мониторе.
P.S. Фотографировать что-либо было запрещено, и единственное, что могу показать – портреты прототипа шлема через стекло. Также Microsoft выложила несколько роликов, но в них все надо делить на три, а местами и на десять.