Любители, занимающиеся созданием ракеты, запустят в космос астронавта
Большую часть времени Мэдс Стенфатт трудится менеджером по ценообразованию, обрабатывая числа в Excel-таблицах. На досуге же он реализует себя в совсем другой роли: создает космический корабль.
Стенфатт входит в число около полусотни добровольцев группы Copenhagen Suborbitals, датских любителей, мечтающих о запуске сделанной своими силами ракеты. При этом бюджет у них очень маленький.
Для Стенфатта процесс даже важнее, чем конечная цель. По его словам, он любит работать над очень сложными задачами.
Все участники группы Copenhagen Suborbitals мечтают об отправке в космос людей. Сейчас они пытаются воплотить в жизнь «Spica» – этот аппарат должен стать первым созданным любителями космолетом, который выполнит суборбитальный полет с людьми на борту. Как говорят энтузиасты, им нужно будет еще около 10 лет, чтобы осуществить задуманное. Мешают им ограничения из-за пандемии коронавируса и недостатка финансирования.
По словам Стенфатта, до участия в проекте он увлекался парашютным спортом. После того, как он увидел фото будущего запуска CS и предложил идею по усовершенствованию замедляющих падение устройств, его позвали в команду. В то время Стенфатт знал много о парашютах для прыжков, но не о тех, что используются для путешествий на орбите. Ему приходилось самому приобретать теоретические знания. Чтобы шить парашюты, он попросил о своей матери старую швейную машинку, позже сменив ее на новую модель.
Стенфатт говорит, что в CS каждый учится в процессе, если понимает, что может взять на себя те задачи, которыми еще никто не занимается.
Почему же эта команда замахнулась на такую глобальную цель, а не предпочла что-то более простое?
Стенфатт утверждает, что им нравится работать над непростыми задачами, проявлять изобретательность в условиях острой нехватки средств. Там, где гиганты типа SpaceX или НАСА тратят миллионы долларов, любители из CS обходятся, в лучшем случае, несколькими сотнями долларов.
Например, они сами дорабатывали первый двигатель BPM-5 для ракеты класса Nexø. Не желая возвращать его компании-производителю для переделки, тратить на это драгоценное время, они приняли другое решение. Их мастер по металлу взял в руки молоток и привел двигатель в порядок.
В настоящее время, у ракеты Spica готовы баки для спирта и жидкого кислорода. Идет работа над двигателем и испытательным стендом для него. Темп, по мнению Стенфатта, стабильный после вынужденной паузы, продиктованной самоизоляцией во время ковида.
Разработчики хотели бы, чтобы Дания стала четвертой или хотя бы пятой по счету (если Индия их обгонит) страной, отправившей в космос человека, но в их команде всего 50 человек. Времени и средств у них маловато. К примеру, прототип кресла космонавта в CS сделали из обрезков такелажа. Энтузиасты не прибегают к краудфандингу.
Что Copenhagen Suborbitals будут делать, когда, наконец, отправят человека в космос? Они утверждают, что примут новый вызов. Однако до этого еще далеко. Любительское ракетостроение отнимает очень много времени. Всем, кто интересуется этой темой, они советуют заниматься ею, если только чувствуют к ней страсть. Простое копирование чужого опыта не пойдет никому на пользу. Кроме того, разные аспекты работы над ракетой, то же изготовление парашютов, требуют знания множества деталей. Иногда эти знания приобретаются только на практике.