Заблокируют ли Facebook в России?
6 доводов «за» и 4 «против»
Сегодня состоялась премьера нового сезона сериала «Роскомнадзор против соцсетей и мессенджеров». Глава ведомства Александр Жаров вновь вернулся к теме (не)исполнения российских законов международными интернет-компаниями, в первую очередь требования хранить персональные данные россиян внутри России. «Мы или добьемся того, чтобы закон был исполнен, или компания прекратит работать на территории Российской Федерации, как произошло с LinkedIn», — заявил глава Роскомнадзора.
Сразу за ним выступил официальный представитель ведомства Вадим Ампелонский, призвавший «не драматизировать ситуацию» и заверивший, что в 2017 году никаких контрольных мероприятий в отношении деятельности Фейсбук в России не запланировано.
Так могут ли заблокировать Facebook в России? Давайте разберемся.
Доводы «за»:
- Формально компания Facebook действительно не соблюдает требования законодательства и хранит данные своих клиентов на зарубежных серверах. Как показал пример с Linkedin, этого достаточно для блокировки.
- Другие соцсети уже сдались. Например, Twitter уже назвал сроки переноса серверов, где хранятся данные россиян, – это случится в середине 2018 года.
- Facebook делит данные не по географическому принципу, а по типу. Соответственно, чтобы организовать хранение персональных данных российских пользователей в России же, компании придется пересмотреть принципы хранения, это будет стоить немалых усилий и денег: сейчас в России у компании нет ни одного дата-центра.
- В отношениях Facebook и российских властей сейчас не самый лучший период. Скандал с фейковыми новостями и рекламой в соцсети, которую называют одной из причин победы Дональда Трампа на президентских выборах, не только не угасает, но и набирает обороты. Напомним, что уже звучали версии, что закупка рекламы велась из России, а Марк Цукерберг на днях опубликовал заявление, в котором пообещал предоставить властям все данные, касающиеся закупки рекламы в соцсети в предвыборный период.
- В России Facebook популярен, но не настолько, как в остальном мире. Если взять, например, последнюю статистику Brand Analytics, то мы увидим, что в августе 2017 года активных авторов в соцсети «ВКонтакте» было 15,7 млн, а опубликованных сообщений — свыше 256 млн. В Facebook за тот же месяц аналитики насчитали «всего» 1,3 млн активных авторов и 66 млн сообщений.
- Facebook уже показал, что готов предоставить своим пользователям альтернативные способы входа, например, через Tor. Это косвенный признак того, что компания не будет идти на уступки, как не делает этого, например, в Китае. С другой стороны, возможность доступа лишь через Tor и VPN-сервисы сказывается на популярности той или иной сети – и сказывается далеко не положительно. Об этом говорит пример Украины: например, спустя несколько месяцев после блокировки «ВКонтакте» эта социальная сеть исчезла из десятки самых популярных ресурсов у украинских пользователей.
Доводы «против»:
- Роскомнадзор строг, но достаточно гибок и готов к обсуждениям и компромиссам. Яркий пример — скандал с Telegram. Все уже готовились к блокировке, а они взяли и договорились.
- Facebook — это не Linkedin. Да, блокировка этой соцсети прошла почти незаметно, но надо учитывать, что это в первую очередь сеть для профессионалов, с узкоспециализированной, а значит, объективно небольшой аудиторией. К тому же многие пользователи Linkedin не перестали пользоваться соцсетью, а просто нашли альтернативные способы доступа в нее.
- Facebook в России достаточно популярен. Многие известные личности, включая премьер-министра Дмитрия Медведева, завели в нем аккаунты, в этой соцсети активно работают многие компании и ведомства, короче говоря, Facebook в России — это не только много пользователей, но и много денег.
- Роскомнадзор так часто грозил Facebook и Twitter блокировкой за несоблюдение российского законодательства, что все уже как-то привыкли. Заявление Жарова всего лишь ответ на заявление Марка Цукерберга, о котором шла речь выше, а быстрый комментарий ведомства с призывом «не драматизировать» — верный признак того, что и в этот раз все кончится хорошо.