Портированные игры на мобильные — что может пойти не так
5 гарантированных способов испортить отличную игру переносом на смартфон или планшет
Перенести игру с ПК на другую платформу — Android или iOS — не так просто, как может показаться. Да, в App Store и Google Play любители «больших» игр могут найти настоящие жемчужины индустрии. Но как бы хороши не были эти игры в оригинале, их перенос на мобильные платформы часто сопровождается целым рядом косяков, и здесь мы расскажем о 5 основных проблемах, характерных для портированных игр.
1. Неудобный прицел
Небольшие по своему разрешению и диагонали экраны смартфонов и планшетов и их высокая чувствительность создают серьезные проблемы для переноса шутеров. Точно прицелиться при помощи сенсорного экрана – задача не из легких, особенно если перекрестье непроизвольно дергается от каждого прикосновения. Классический пример — попытка Rockstar Games портировать первую часть серии Max Payne (App Store, Google Play), игру со сложной шутерной механикой. Тогда даже визитная карточка игры – Bullet time (замедление времени в процессе стрельбы), не помогла «поставить жирную точку в этой истории» и сделать 4 выстрела из снайперской винтовки, так что игра в финальной сцене на крыше для многих осталась непроходимой. Конечно, сегодня технологии продвинулись вперед, по сравнению с 2012 годом, но проблему прицела решить так и не удалось, так что большинство крупных компаний перестали портировать шутеры на телефоны и планшеты, а разработчики мобильных игр практически оставили это направление.
2. Экран вместо клавиатуры
Экраны мобильных устройств вообще не могут конкурировать даже с контроллерами приставок, не то, что с клавиатурами. Игроки крайне ограничены во взаимодействии с игрой, и от этого пострадали многие порты. Например серии Grand Theft Auto (App Store, Google Play) от тех же Rockstar, продолживших осваивать рынок мобильного гейминга. Проблемы шутерной механики в этих играх не так заметны при возможности автоприцеливания, которая традиционно присутствовала и на консолях, но имитировать на экране все возможные действия персонажа – нелегкая задача для разработчиков. В результате управление становится крайне неудобным и оставляет желать лучшего, даже при сохранении всего функционала. Гораздо удачнее в этом плане получился порт ролевой игры Star Wars: Knights of the Old Republic (App Store, Google Play), сохранивший перечень умений в нижней части экрана, которым очень легко пользоваться, особенно с режимом тактической паузы (возможность приостановить игру во время боя и создать последовательность действий для каждого подконтрольного персонажа), характерным для студии BioWare.
3. Отсутствие локализации
Проблемой, по мнению большой части русскоязычных отзывов в том же AppStore, является отсутствие русского языка. Как ни печально, без локализации играть может быть очень неприятно, особенно в RPG. На мобильные платформы были официально портированы такие крупные, сюжетно-ориентированные ролевые игры, как обе части Baldur’s Gate (App Store, Google Play), Icewind Dale (App Store, Google Play), Planescape Torment (App Store, Google Play), уже упомянутый Star Wars: Knights of the Old Republic, две части Banner Saga (App Store, Google Play), Darkest Dungeon (App Store). И, к сожалению, не во все были добавлены русские субтитры, хотя для совсем недавно портированной классической изометрической RPG Planescape Torment, понимание текста является ключевым моментом.
К счастью, разработчики начали прислушиваться к сообществу, и в большинство перечисленных игр не сразу, но все же был добавлен русский текст. Однако не всегда создатели или издатели игр столь чутки к своей аудитории.
4. Баги и вылеты игры без обновлений
Разработка игр на незнакомую платформу с другой архитектурой – дело нелегкое и без ошибок на этапе производства не обойтись. Поэтому многие проекты выходят на мобильных устройствах с большим количеством багов и недоработок. Конечно, добропорядочные разработчики, особенно в последнее время, стремятся как можно скорее исправить такие промахи обновлениями. Продолжая работу над своими играми, они подстраивают их под изменения непосредственно систем, во избежание новых ошибок и жалоб.
К сожалению, далеко не все, даже крупные студии, ведут себя таким образом. Так один из флагманов индустрии – Activision, давно забили на свое переиздание пошаговой стратегии Heroes of Might and Magic III (App Store, Google Play), в отзывах на которую до сих пор преобладают претензии к оптимизации на новых устройства и новых версиях прошивки. Еще более радикально поступили 2K Games — вместо того, чтобы даже пытаться поддерживать совместимость игры с новыми версиями прошивки, они просто удалили в 2015 мобильную версию BioShock из App Store. Хотя пользователи скорее расстроились только из-за пропавших денег, так как к этому порту относились, пожалуй, все вышеперечисленные проблемы.
5. Неадекватная цена
Конечно, за хороший порт хорошей игры и заплатить не жалко. Но почему эти игры в том же Steam стоят дешевле, а зачастую и с дополнениями — это вопрос. Показательный пример – инди-хит от Эдмунда МакМилана The Binding of Isaac: Rebirth, который на ПК со всеми DLC обойдется в меньшую сумму, чем 1150 рублей за игру без дополнений в App Store.
Отчего каждая «мультиплатформенная» игра на мобильных стоит хоть немного, но дороже, чем на компьютере? У меня нет ответа на этот вопрос. И, если к тому, насколько высока цена игр на консолях, а консольщики готовы и даже гордятся этим, то выкладывать такие деньги за мобильные игры рады далеко не все.
Когда платформа благоволит
Из каждого правила есть исключения. Вот некоторые игры, которые не только не потеряли, но и начали чувствовать себя гораздо лучше, расположившись на сенсорных экранах наших девайсов:
- World of Goo (App Store, Google Play) – увлекательная аркада про строительство липких мостов;
- Darkest Dungeon (App Store) – хардкорная партийная РПГ про сотни могил ваших персонажей;
- Reigns (App Store, Google Play) – карточная игра про бесконечное принятие решений на троне;??
- Тук-тук-тук (App Store, Google Play) – спорная, несколько артхаусная игра от московской студии Ice Pick Lodge;
- XCOM: Enemy Within (App Store, Google Play) – доказавшая, что тактические стратегии очень хорошо работают с сенсорным управлением.
Замечательные игры-представления от студии Amanita Design, напоминающие кукольные сказки:
- Machinarium (App Store, Google Play);
- Botanicula (App Store, Google Play);
- Samorost 3 (App Store, Google Play).
Переиздания классических квестов LucasArts от новой студии Тима Шейфера Double Fine:
- Grim Fandango (App Store, Google Play);
- Full Throttle (App Store);
- Day of the Tentacle (App Store).
Сериалы студии TellTale, первые эпизоды которых каждый может опробовать на своем устройстве бесплатно, чтобы определиться, стоят ли они дальнейшей покупки:
- The Wolf Among Us (AppStore, Google Play);
- The Walking Dead (AppStore, Google Play);
- Tales from the Borderlands (AppStore, Google Play);
- Batman – The TellTale Series (AppStore, Google Play)