Домой Бизнес Этика Больших Данных

Этика Больших Данных

По оценкам Gartner, в перспективе около половины всех этических нарушений в бизнесе будет связано с использованием анализа Больших Данных.

Не секрет, что Большие Данные существенно расширяют возможности компаний, затрагивая, среди прочих, социальную и этическую сферы. Согласно прогнозам Gartner, к 2018 году около половины всех нарушений деловой этики будет обусловлена неправильным использованием имеющихся средств анализа Больших Данных.

В результате предприятиям грозят потеря репутации, растрата ресурсов, ослабление конкурентоспособности и даже юридические санкции.

Самым ярким, пожалуй, примером здесь может служить известный случай с компанией Target. Используя свой алгоритм прогнозирования беременности, гигант розничной торговли пришел к выводу, что 15-летняя девочка из Миннесоты ждет ребенка. В результате она начала получать купоны на детские товары, которые и обнаружили ее родители.

Этика Больших Данных

«Многие из этих нарушений происходят непреднамеренно, – признал научный директор программы исследований Gartner Алан Данкан. – Данные используются в качестве промежуточного звена, и для обеих сторон характерен определенный уровень неосведомленности».

«Вернувшись на сто лет назад ко временам появления первых автомобилей, вы увидели бы, что перед каждой машиной бежит человек с красным флажком и предупреждает пешеходов, – пояснил Данкан. – Люди просто не знали, как им вести себя с самоходной коляской».

Не удивительно, что Федеральная комиссия по торговле США и европейские регуляторы уделяют этим вопросам самое пристальное внимание.

Между тем, что приемлемо и что нет, пролегает очень тонкая грань. Большинство потребителей совсем не пугает идея размещения своей персональной информации в социальных сетях, но когда компании начинают использовать эти данные, чтобы лучше понять потребительские предпочтения, многие чувствуют себя совсем некомфортно.

Когда страховая компания начинает рассылать сообщения, связанные с фитнесом, людям, которые недавно купили Fitbit, получатели относятся к этому с явным неудовольствием.

«Компании, действующие вслепую с использованием имеющихся у них данных, подвергают себя огромному риску, – отметил Данкан. – Данные не имеют никакого понятия о нормах морали. Нет ни хороших данных, ни плохих – они просто существуют. Вся разница определяется выбором человека. В этом и состоит суть этики данных».

Большая часть соответствующих взаимоотношений находится в серой зоне. Во многом это объясняется тем, что соответствующие правовые нормы пока не определены.

«Этика диктует принципы, которыми руководствуются законодатели, – напоминает профессор права Вашингтонского университета Нил Ричардс. – К сожалению, принятие законов неизбежно запаздывает. Закон вступает в силу, когда проблема уже ясна, а если проблемы еще не существует, нет и закона. Закон практически не регламентирует манипуляции с Большими Данными. Вместе с тем, уже возникают моменты, которые люди воспринимают с возмущением, заявляя, что это ‘ужасно’, ‘несправедливо’ или ‘постыдно’».

Этические принципы помогают бренду завоевать доверие, репутацию и сформировать свою идентичность.

В случае с Target Ричардса беспокоит не то, что компания знала о беременной девочке больше, чем ее родители, а неизбежно последовавшая вслед за этим негативная обратная реакция.

Когда в Target поняли, какой переполох вызвали их купоны, они стали размещать в рассылке и другие товары, окружая основное предложение ‘принадлежностями для мужчин’, например, запасными лезвиями к газонокосилке. В компании по-прежнему использовали данные аналитики, но принимали при этом более хитрые меры предосторожности.

Что касается аналитиков, то основной посыл их рекомендаций относительно того, как избежать осложнений подобного рода, заключается в том, что компании должны вести себя прозрачно и обсуждать вопросы использования данных непосредственно с потребителями.

«Если вы используете инструменты социологии, к которым относятся и Большие Данные, вы обязаны быть хорошим социологом, – подчеркнул Ричардс. – Все, что беспокоит академических социологов и специалистов по данным, должны учитывать в своей работе и компании. А поскольку законы в этой области еще не устоялись, нельзя просто нанять юриста и поставить перед ним задачу обеспечения практики Больших Данных соответствия нормативным требованиям. Обнадеживает, однако, что компании, следящие за соблюдением этических норм, получают реальные конкурентные преимущества».

 

Прокомментируйте первым!

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Предыдущая статьяBell Labs: Интернет вещей навсегда изменит мир мобильной связи
Следующая статьяFacebook починил «прожорливое» приложение для iOS