Исаак Ньютон: вся жизнь как долгий поиск Бога
Тяга Ньютона к знаниям намного превосходила то, что мы сегодня называем наукой. Он посвящал больше времени изучению алхимии и теологии, чем физики.
Так, например, он интересовался тайными вопросами, которые варьировались от трансмутации элементов до библейской хронологии и природы христианской Троицы. Ньютон видел Вселенную как проявление бесконечной силы Бога, а науку – порталом в разум Бога.
Трудно вспомнить ученого, оказавшего большее влияние на науку, чем Исаак Ньютон. Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Дарвин, Кюри – все они выдающиеся личности, которые внесли огромный вклад. Но что делает Ньютона уникальным, так это его учение – то, с чем мы ежедневно сталкиваемся в повседневной жизни.
Исаак Ньютон сформулировал законы механики и закон всемирного тяготения: от падения яблок и запуска ракет на Марс до цветов радуги. Он также изобрел телескоп-рефлектор, который помогает нам в познании Вселенной. И, конечно же, Ньютон был соавтором математического исчисления, без которого не было бы ни физики, ни инженерии.
Его жизнь была одним долгим поиском Бога, который, наделил Вселенную красотой и порядком, проявляющимися в природе. Его наука была продуктом этой веры, выражением его рационального мистицизма.
Ньютон знал, что не сможет научно доказать то, во что он действительно верил – влияние Бога на мир, поэтому рассказать свои идеи мог только близким людям в письмах:
«Эта прекраснейшая система Солнца, планет и комет могла возникнуть только по совету и под властью разумного и могущественного Существа… Слепая метафизическая необходимость, которая, безусловно, всегда и везде одинакова, не могла породить никакого разнообразия вещей. Все то разнообразие природных явлений, которое мы находим подходящим для разных времен и мест, могло возникнуть только из идей и воли обязательно существующего Существа.»
Ньютон – имя, олицетворяющее квинтэссенцию рационалиста, на самом деле был рациональным мистиком, который верил, что наука сродни религиозной практике, встрече с разумом Бога.
Разве изучение физики в школе не было бы гораздо более привлекательным, если бы учащиеся знали, что научное творчество возникает не из вакуума, а при глубоких связях с философией и религией?