Обзор Fallout 4. Построить дом, найти сына
Bethesda умеет создать завораживающую атмосферу, которая как обычно, сглаживает любые недостатки, ведь играем мы в первую очередь ради нее.
Жанр: Ролевая игра
Издатель: Bethesda Softworks
Разработчик: Bethesda Game Studios
Платформы: PC, Xbox One, PlayStation 4
Дата выхода: 10 ноября
Сайт игры: https://fallout4.com
После длительного ожидания серия Fallout возродилась в 2008 году, когда вышла третья часть за авторством Bethesda. Игра ожидаемо разделила фанатов на две группы. Первая яростно критиковала RPG за отсутствие изометрии и называла ее The Elder Scrolls в другом сеттинге, а вторая категория людей нашла только плюсы в новом облике франшизы. Далее последовала забагованная, но прекрасная Fallout: New Vegas от студии Obsidian Entertainment, и серия взяла паузу. Теперь настал черед новой главы, полноценной четвертой части.
Волнительный момент: мы покидаем Убежище и готовимся впервые увидеть постапокалиптический мир
Семейные ценности
Наш подопечный – еще один выживший, на этот раз из Убежища 111 в окрестностях Бостона. По счастливой случайности главный герой вместе с женой и ребенком получил билет в защищенный бункер на случай ядерной войны. Мирная жизнь и обсуждение планов на день внезапно прерывается: объявлена срочная эвакуация, людей отправляют в бункер и запихивают в криогенные камеры. Очнувшись, мы обнаруживаем, что все пошло наперекосяк. Ребенок похищен, в живых никого, в нескольких комнатах лежат разлагающиеся трупы персонала. Плюс ко всему, прошло две сотни лет с момента ядерных ударов. Герой хватается за единственную мысль, которая удерживает его на плаву – найти своего младенца, где бы он ни был. Bethesda снова использует в качестве мотиватора поиск родственника: в Fallout 3 мы искали отца, а в четвертой части отпрыска.
Туман неестественно густой. Надо держать ухо востро: напасть могут откуда угодно
Судя по тому, как развиваются события Fallout 4, ребенок не особо-то и нужен герою. Отчасти это проблема многих игр с открытым миром: с одной стороны у нас полная свобода, а с другой – вроде как важнейшая цель, все остальное по сравнению с ней не имеет значения. Квесты дает почти каждый встречный, и ценность многих поручений под вопросом: найти краску для размалевывания стены, перебить который уже по счету отряд бандитов, отыскать предмет. И герой, конечно же, охотно отвлекается на мелочные задания, в то время как его сыну может угрожать смертельная опасность. Впрочем, на эту игровую условность можно не обращать внимания – в RPG часто такое встречается.
Куда больше вопросов вызывают нововведения, которых здесь достаточно много. Больше всего разговоров ходило вокруг строительства зданий и создания предметов. Мы и вправду можем возвести поселение, провести электричество, наладить торговлю и сделать место довольно безопасным на случай нападения. Но равнодушие местных жителей к нашим стараниям угнетает. Привели поселенцев в новую локацию, и началось: построй кровати, организуй подачу энергии, займись огородом, найди то и сделай сё – а сами беженцы чем вообще заняты? Слоняются по улицам и только ждут, пока вы устроите для них счастливую жизнь. Помогать им совсем не хочется, и радует, что этот элемент Fallout 4 не обязателен. Причем инструментарий весьма хорош, разработчики подарили нам широкие возможности, но не дали достаточно веских причин заниматься развитием поселения. Зато появился смысл собирать всякий хлам – для строительства все сгодится.
Доставшийся от Skyrim движок все еще хорош, особенно удалось освещение
Квесты не сделали большого рывка по сравнению с прошлыми Fallout. Заданий много, истории порой раскрываются весьма любопытные, но способ прохождения квестов часто лишь один – силовой. Бандитов перестрелять, роботов уничтожить и вернуться за наградой. Скрытное прохождение оказывается на деле бесполезным – рано или поздно вас все равно заметят. В этом кроется еще одна недоработка Bethesda: свободы в прохождении поручений как таковой нет, нам навязывают боевой сценарий.
Хорошо еще, что систему перестрелок не сравнить с Fallout 3 и New Vegas. Бои приближены к обычным шутерам, впечатления от пальбы – примерно как при игре в средненький экшен, что в данном случае плюс. Со слабыми пушками противостояние становится затянутым, но благодаря развитой системе апгрейдов можно быстро прокачать ствол. Нам разрешается изменять емкость обоймы, навинчивать прицелы, улучшать характеристики и в итоге превратить из обычного пистолета чуть ли не маленькую ракетницу.
Перестрелкам не хватает тактики и продуманности. Враги то бегут напролом, то сидят в укрытии и не шевелятся. Сражаться с ними неинтересно, противники слишком глупы, чтобы увлечь пальбой. Локации, на которых разворачиваются многие задания, тоже не сильно привлекают. Заводы, фабрики, много подземелий – в коридорах тесно и неуютно, хочется поскорее вырваться наружу.
Враги иногда стоят и смотрят, как вы убиваете их товарищей
Система прицеливания V.A.T.S. на месте, но с одним ключевым отличием от прошлой версии. Теперь время не полностью останавливается, как раньше, а лишь существенно замедляется. Противник высунулся на миг из укрытия, вы тут же активировали V.A.T.S. и, пока выбираете, в какую часть тела лучше стрелять, враг успеет спрятаться. Это положительно влияет на скорость перестрелок, которые в прошлых играх были чересчур затянутыми и медлительными, но немного уменьшает ценность полезной системы.
Болезненные мутации
Много недовольства можно услышать в адрес переделанных диалогов. Во-первых, теперь нет жесткой фиксации к разговорам: вы можете в любой момент просто отойти от персонажа, если не хотите слушать его болтовню. Во-вторых, варианты реплик состоят из одного-двух слов, примерно как в Mass Effect и The Witcher 3. После выбора герой голосом произносит заготовленное предложение – в предыдущих играх озвучки главного персонажа не было. Структура с ключевым словом куда современнее предыдущей, и критику фанатов сложно понять: все-таки время идет, появляются новые тенденции, и можно либо слепо настаивать на прошлом, либо меняться и принимать свежие идеи.
Зеленоватая дымка не предвещает ничего хорошего
Разработчики сильно изменили прокачку персонажа, но в основе лежит все та же S.P.E.C.I.A.L. Плюс к этому имеются знакомые по другим частям Fallout перки, которые открываются по мере развития основных параметров. Карма больше не делится на положительную и негативную модель поведения. Раньше у нас был условный выбор между «хорошо» и «плохо», а теперь границы размыты, однако наши действия по-прежнему влияют на происходящее в опасном и завораживающем мире игры.
Атмосфера – то, за что всегда играли и будут играть в Fallout, как бы разработчики ни меняли ролевую систему, диалоги и боевую часть. Мир большой и не кажется пустым: много интересных мест, чистых равнин практически нет. Куда ни ляжет ваш путь, обязательно на что-то наткнетесь – то на бандитов, то на чудаковатого выжившего, то на потенциального компаньона. Боевые помощники вышли не столь яркими, как раньше – они почти сразу соглашаются следовать за вами на край света, а о себе толком и рассказать ничего не могут. Завязать беседу тяжело, сами они редко что-то говорят.
Конец света зрелищный
***
Fallout 4 поначалу не тянет на цифру «четыре» – он кажется Fallout 3,5. Только проведя долгие часы в игре и изучив мир, начинаешь понимать масштаб изменений и новый уровень проработки мира. Bethesda умеет создать завораживающую атмосферу, но каждый раз спотыкается на квестах, искусственном интеллекте, системе отыгрыша роли. Это просто еще один Fallout, продуманный и интересный, с необязательными элементами, которые легко пропустить и даже не заметить. Атмосфера Fallout, как обычно, сглаживает любые недостатки, а играем в первую очередь ради нее.
Оценка: 4 / 5
Достоинства:
Дух постапокалипсиса
Новая система диалогов
Главный герой получил голос
Увеличилась плотность ключевых точек на карте
Перестрелки стали быстрее и интереснее, оружие лучше ощущается
Много вариантов улучшения пушек
Глубокая система создания объектов
Недостатки:
Искусственный интеллект зачастую ведет себя странно
Большинство квестов сводится к «пойди и всех убей»
Особого смысла в создании поселений нет
Перегруженный интерфейс
Вывод: Некоторые нововведения вызывают нарекания, а в остальном все отлично. Рассчитанная на сотни часов прохождения Fallout 4 не оставляет шансов пройти мимо.