Записки с CES-2014: виртуальный анонс Nvidia Tegra K1
По молодой, но вполне оформившейся традиции, выставку CES открывает пресс-конференция Nvidia. Она проводится не в перегруженный «нулевой» день, а во вполне свободный «минус первый». Основная часть журналистов на месте, они еще не завалены информацией о новинках, а раз так – время выбрано отличное. Несколько лет назад «минус первый» день занимала Acer, но, по ряду причин, компания вообще отказалась от проведения презентаций на CES. По крайней мере, для большого количества прессы.
По молодой, но вполне оформившейся традиции, выставку CES открывает пресс-конференция Nvidia. Она проводится не в перегруженный «нулевой» день, а во вполне свободный «минус первый». Основная часть журналистов на месте, они еще не завалены информацией о новинках, а раз так – время выбрано отличное. Несколько лет назад «минус первый» день занимала Acer, но, по ряду причин, компания вообще отказалась от проведения презентаций на CES. По крайней мере, для большого количества прессы.
Правда, с содержательной частью у Nvidia не всегда хорошо. С каждым годом растет число бумажных анонсов. В прошлом январе по итогам пресс-конференции я написал довольно едкую статью, выразив удивление по поводу отсутствию реальных сроков появления продуктов и рыночных перспектив некоторых из них. Прошел год. Платформа Tegra 4 так толком и не вышла. Единственным более-менее массовым продуктом на ней стала как бы игровая консоль Nvidia Shield, продающаяся в Штатах, но объемы продаж, по всем признакам, невелики. Общее же число устройств на Tegra 4 можно пересчитать по пальцам…
И вот – новая пресс-конференция. Джен-Сан Хуанг, CEO Nvidia, провел ее, будучи очень сильно простуженным, однако обещал компенсировать периодические проблемы с голосом обилием сюрпризов. И не обманул. Однако сюрпризы эти получились скорее философскими, чем техническими.
Во-первых, Nvidia продолжает развивать облачные игровые сервисы, когда все расчеты графики идут на каких-то далеких могучих серверах, а пользователь получает идеальную картинку даже на маломощном устройстве. Ровно об этом Джен-Сан говорил и год назад, однако примеров применения технологии на массовом рынке лично мне не известно. Как была нужна для игр хорошая видеокарта – так нужна и сейчас. Кстати, партнеры Nvidia, производящие видеокарты на ее чипах, за такую разработку спасибо точно не скажут.
Во-вторых, анонсирована технология G-Sync, также ориентированная на геймеров. Идея в том, чтобы обеспечить синхронизацию кадровой частоты в компьютерной игре с частотой вертикальной развёртки монитора без увеличения времени отклика на действия игрока. До настоящего момента включение V-Sync у серьезных геймеров (словосочетание-то какое!) считалось страшным злом, и от него отказывались, смиряясь с подергиванием картинки. С включением G-Sync подергивания исчезают, а время отклика не растет. Поддержка нужна на стороне монитора, и вроде бы ряд тайваньских и китайских производителей обещают внедрить ее в некоторых моделях во втором квартале 2014 года. Но когда именно и в каких моделях – не сказали. К слову, решаемая G-Sync проблема относится к числу очень узких и волнующих только хардкорных геймеров, коих, к сожалению для Nvidia, не так много. Абсолютное большинство казуальных игроков все и так устраивает.
Третьим и самым главным анонсом стала платформа Tegra K1. Ее представили, как первую в мире 192-ядерную. Не спешите хвататься за головы: настоящих ядер, как и в Tegra 4, осталось четыре с половиной. Т.е. четыре мощных и одно для обеспечения потребностей фоновых задач при выключенном экране, потому что остальная четверка синхронная и по одному работать не способна.
192 ядра в Tegra K1 относятся к графическому ускорителю, и если вспомнить, что в Tegra 4 их было 72, эффектность анонса несколько снижается. Обычных же ядер так и осталось четыре с половиной. Графическая часть использует архитектуру Kepler, точно такую же, как в новых GPU Nvidia. Производительность и возможности, по всем признакам, достойные. Чип способен в режиме реального времени отрисовывать фотореалистичную 3D-графику со сложной моделью освещения, и демонстрационные сцены на Unreal Engine 4 выглядят действительно впечатляюще. Но, как говорится, есть нюанс. И не один.
Доля рынка устройств на Tegra ничтожно мала, и у разработчиков нет стимулов адаптировать свои детища под архитектуру SoC Nvidia, если, конечно, компания сама не постучится в дверь с чемоданом денег. Проект Tegra Zone, под соусом которого удалось достичь определенного успеха с Tegra 3, провалился. Мало того, что с наполняемостью магазина игр Nvidia не все было гладко, так еще и нашлись ловкие ребята, включающие все «эксклюзивные графические эффекты» на SoC других производителей. Разработчиков игр интересуют массовые продажи, а большинство смартфонов и планшетов – это не самые мощные устройства. Поэтому писать игру с роскошной 3D-графикой, осознавая, что ее увидит и захочет купить 0.00001% пользователей, рискнут немногие.
Самих пользователей интересует время автономной работы. Чипы Nvidia по этому параметру традиционно проигрывали конкурентам, и 192 ядра в мобильной SoC вряд ли будут демонстрировать чудеса электрического голодания. Нужен ли кому-то планшет, работающий от батареи пару часов? Я не уверен… Также тестовое ощупывание сэмплов с Tegra K1 показало, что, несмотря на довольно толстый корпус, руку они прижигают конкретно. Людям это почему-то не нравится.
Ну и самое главное: на небольшом экране разглядеть все графические детали непросто. На семи дюймах – так и вовсе невозможно. Поэтому чип будет трудиться, греться, жрать батарею, а пользователь результаты трудов и не заметит. Печальная какая-то инновация получается.
Джен-Сан сказал, что будет версия Tegra K1 с 4 ядрами ARM A15, а будет и с двумя ядрами Denver. Но ни конкретных сроков, ни устройств с чудо-SoC на борту не назвал. ВРОДЕ БЫ версия со стандартными ядрами должна появиться к лету, но случится ли это – неизвестно. Готовые продукты с Denver и вовсе обещают к 2015 году…
Напоследок нам рассказали о специальной версии таинственной Tegra K1 для автомобилей. Мощности ее хватит для отслеживания дорожной ситуации, чтения знаков, разметки и чуть ли не полной замены водителя. А еще она сможет красиво отрисовывать виртуальную панель приборов, ловко имитируя различные материалы. Здесь опять же стоит напомнить, что автомобильную тематику Nvidia разрабатывает не первый год, и на CES постоянно показывают работающие прототипы. В том числе и установленные на автомобилях. Но примеры серийного производства не озвучиваются. Что наводит на невеселые мысли.
В самом конце пресс-конференции Джен-Сан Хуанг с восторгом рассказал, как его маркетологи выкосили на одном из полей очертания чипа Tegra K1, а глупые журналисты повелись и наперебой стали строить догадки – что бы это могло быть? Совершенно бесплатно получилось множество публикаций.
Возникает вопрос – не стала ли вся пресс-конференция подобным маркетинговым трюком? Публикаций будет много, и я сам вношу лепту в подшивку PR-отдела Nvidia. Денег мне за это никто не заплатил. Но содержательная часть публикаций весьма сомнительна. «Да, мы классные», – словно сообщает нам Nvidia, – «У нас все хорошо, и мы с огоньком делаем свою замечательную работу. Когда-нибудь чего-нибудь покажем, приходите еще!». А на практике видим вытеснение компании с рынка графики для ноутбуков, практически нулевые показатели на рынке мобильных SoC и естественное снижение спроса на графические ускорители по причине сокращения потребности в больших настольных компьютерах.
Ох, как бы на CES-2015 нам не сообщили о стратегическом альянсе с более успешным и богатым производителем чипов.