YouTube может уйти из России
25 ноября в Госдуму РФ внесен законопроект, ограничивающий деятельность онлайн-кинотеатров. Он предполагает запрет с 1 июня 2017 года на деятельность в России компаний – организаторов аудиовизуальных сервисов с профессиональным контентом, которыми владеют иностранные граждане. Последним должно принадлежать не более 20% того или иного онлайн-кинотеатра.
25 ноября в Госдуму РФ внесен законопроект, ограничивающий деятельность онлайн-кинотеатров. Он предполагает запрет с 1 июня 2017 года на деятельность в России компаний – организаторов аудиовизуальных сервисов с профессиональным контентом, которыми владеют иностранные граждане. Последним должно принадлежать не более 20% того или иного онлайн-кинотеатра.
К онлайн-кинотеатрам автор законопроекта, а именно Медиакоммуникационный союз (МКС), относит ресурсы с ежедневной посещаемостью более 100 тысяч пользователей (или более 20 тысяч в одном субъекте страны). Сервисы с таким уровнем посещаемости должны быть включены в специальный реестр.
Самый популярный в России и в мире видеосервис YouTube, принадлежащий Google, подпадает под определение «организатор аудиовизуального сервиса», считают в правовом комитете Медиакоммуникационного союза (МКС). На этом сайте есть как любительский, так и профессиональный контент. Принятие законопроекта может привести к уходу YouTube из России, поскольку соблюсти требования для обеспечения законности деятельности данного сервиса будет непросто.
Помимо возможного ухода YouTube, у законопроекта есть и другие недостатки. Так, в заключении правового комитета МКС говорится, что он ограничивает конкуренцию, нацелен на получение выгоды отдельными участниками рынка, выталкивает пользователей в «серую зону», связанную с «бесконтрольным распространением TOR и VPN». (Обращаем внимание: автором законопроекта является МКС, а его правовой комитет выступает с такими вот заключениями. Это, вероятно, говорит о том, что участники МКС – МТС, «Вымпелком», «МегаФон», «Ростелеком», «ЭР-Телеком», ТТК, «Триколор ТВ», а также медиахолдинги «Газпром-медиа», «Национальная медиагруппа», «CTC Медиа» и СП «Ростелекома» и ВГТРК «Цифровое ТВ» – имеют противоположные точки зрения на описанные в законопроекте инициативы.)
Источники «Коммерсанта» отмечают, что поправки, направленные на ограничение деятельности онлайн-кинотеатров, были инициированы прежде всего для «защиты» от Netflix. Этот американский гигант из сферы интернет-видео не так давно пришел в Россию, в связи с чем отдельные местные игроки всерьез задумались о своем будущем. Ранее президент МКС Павел Степанов говорил «Коммерсанту», что YouTube и социальных сетей законопроект не касается, поскольку контент там непрофессиональный. Однако теперь, как видим, оказалось, что профессиональное видео на YouTube все же есть, и это может стать одной из причин несоответствия данного сервиса российскому законодательству.