Почему у Apple Pay и Samsung Pay нет шансов в России
Павел Городницкий — о том, почему стартовавшие в России платежные системы от Apple и Samsung обречены на жалкое существование.
После смерти Стива Джобса у недалеких людей появилось странное развлечение: на каждую презентацию Apple они реагируют одинаковыми фразами, но ждут разной реакции. Главная мысль червивых комментариев делится на две части:
1) У Apple давно нет инноваций.
2) Всё это мы уже видели на Android.
Чтобы понять, почему сейчас не время для инноваций, достаточно понаблюдать за историей Apple Pay. Компания представила сервис еще два года назад и со своей стороны приложила максимум усилий для его популяризации, но столкнулась со всемирной бюрократией. По мартовским данным Bloomberg, ежемесячное количество пользователей Apple Pay не превышает 12 миллионов – смешное количество на фоне продаж iPhone 6/6s и их плюсовых версий.
Впрочем, у конкурентов всё еще хуже. Samsung Pay – памятник копипасту. Android Pay – лекарство от безысходности. Общая аудитория двух сервисов на март 2016 года – 10 миллионов, то есть даже меньше, чем у Apple Pay.
Самое печальное, что проблема не в нежелании пользователей платить за товары смартфоном. Трагедия в том, что сами банки не идут на контакт с теми, кто предлагает им облегчить жизнь покупателей и, соответственно, больше зарабатывать. На мой взгляд, в 2016 году услуга оплаты телефоном должна быть такой же привычной, как подача пармезана к карбонаре.
Между тем, до России Apple Pay и Samsung Pay доехали только сейчас. Об этом микровторжении нужно знать ровно пять вещей.
1) Apple Pay договорилась только с Master Card – до свидания, Visa.
2) Samsung Pay поддерживает только шесть моделей (несчастный Galaxy S6 – вне списка).
3) Apple Pay дружит только с NFC (новые терминалы, есть далеко не везде), Samsung Pay поддерживает и MST (старые терминалы).
4) Apple Pay уже сотрудничает со «Сбербанком», а Samsung Pay – нет (в списке шесть банков – от «Альфа-банка» до «Яндекса»).
5) Функциональность Apple Pay и Samsung Pay более-менее ничем не отличается от функциональности карточки с поддержкой PayPass (их сейчас выпускает любой банк).
Соответственно, единственное преимущество мобильных сервисов в том, чтобы прикрепить целый комплект карточек и не носить их с собой, а платить телефоном. Но, как мы видим, при таком количестве ограничений идея универсального кошелька мертва – без карточки в кармане всё равно не обойтись.
В будущем ситуация, вполне вероятно, поменяется, но нужно признать очевидный факт: в Россию Apple Pay и Samsung Pay пришли, хромая на обе ноги.
Вывод: очень тяжело нести инновации в мир, который не готов даже к внедрению удобной платежной системы.
P.S. Лично мне самой перспективной видится новейшая опция Apple Pay под названием «On the web». Я всё чаще плачу в интернете (например, покупая билеты или пополняя лицевой счет) и каждый раз сталкиваюсь с мерзкой формой, которая спрашивает у меня номер карты, CVC-код и срок действия карты. Вводить это по три раза в день надоедает, и Apple предлагает решение проблемы: есть вероятность, что скоро приобретать товары в сети можно будет одним касанием, то есть так же, как в App Store или iTunes. За такие инновации я был бы благодарен – главное, чтобы в России не затянули с одобрением этой опции.